Мы продолжаем рассказывать о работе методических кабинетов по художественному образованию в различных регионах России. На этот раз своим опытом делится сотрудник методического кабинета Новосибирского музыкального колледжа, методист с 30 -летним педагогическим стажем Ламина Вера Леонидовна.
- Как нам стало известно, структура методических кабинетов в Новосибирске весьма необычна. В чем это выражается?
- В 1994 году наша методическая служба была расформирована и разбросана по разным учебным заведениям, а до этого был один Учебно-методический центр комитета по культуре администрации Новосибирской области (директор – Н.А. Скосырский). И теперь у нас фактически 3 методических кабинета: при Новосибирском областном колледже культуры и искусств, наш, при Новосибирском музыкальном колледже, и еще один - при Новосибирском государственном художественном училище. Это, конечно, факт отрицательный, потому что тенденция развития наших школ идет от музыкальных школ к школам искусств, где все направления художественно-эстетической направленности представлены в одном учреждении, а вся методическая служба города и области разбросана по разным методическим кабинетам.
Вопрос о методическом обеспечении учреждений дополнительного образования
Тем не менее, каждый год примерно 60-70 человек проходят в нашем методическом кабинете курсы повышения квалификации, потому что иначе просто невозможно. Следует отметить, что проведение курсов повышения квалификации стало возможным благодаря положению об аттестации педагогических работников 2000 г., когда непременным условием аттестации преподавателей стало повышение педагогического мастерства на курсах повышения квалификации.
До недавнего времени на курсах работали только преподаватели средних и высших учебных заведений г. Новосибирска, а в этом году к нам приехал преподаватель московской ДМШ им. Ипполитова-Иванова Есенина Людмила Алексеевна с новым курсом общественной психологии для концертмейстеров. Обучаются у нас также пианисты, народники, хоровики, теоретики, скрипачи, виолончелисты, духовики – причем последние обучаются в режиме индивидуальной стажировки. Уделяем мы внимание и новым специальностям: игра на синтезаторе, музыкальный компьютер, а в этом году впервые будем обучать методистов. Уже заканчивается трехлетний курс переподготовки специалистов из областных школ по музыкальной литературе.
- А сколько всего школ находятся в вашем ведении?
- У нас в области свыше 90 музыкальных, художественных школ и детских школ искусств. В плане курирования у нас вопрос сложный, потому что мы работаем, так сказать, в режиме конкуренции с методическим кабинетом Новосибирского областного колледжа культуры и искусства. Они берут себе более отдаленные школы, мы - те, что поближе к городу, но точно границы никто, конечно, не распределял. И мы ездим, проводим курсы, зовем на наши секции преподавателей практически из всех школ. В городе у нас 28 школ, остальные все в области, и с большинством мы работаем . Режим конкуренции для нас, конечно, не очень удобен, но школы от него не страдают – выбирают тот методический кабинет, который им больше подходит, принимая во внимание в первую очередь то, на базе какого среднего специального учебного заведения он находится, чтобы в дальнейшем ученики этих школ туда и поступали – кто-то идет в Новосибирский областной колледж культуры и искусств, кто-то - к нам.
- Какие мероприятия проводит ваш методический кабинет, возможно, недавно прошло что-то интересное или проходит прямо сейчас?
- В прошлом году одним из самых значимых мероприятий у нас был конкурс методических работ. Он состоялся в мае 2005 года, впервые за долгое время. Основная цель конкурса – это выявление и распространение лучшего педагогического опыта преподавателей Новосибирской области в сфере дополнительного образования детей. На конкурсе было 4 номинации: «рабочая программа» ( 1 Место- Л. Я. Васильева, Л. В. Полонская, ДМШ г. Чулыма (директор Л.Я. Васильева) – «Слушание музыки. 1-3 классы»);
«учебно-методическое пособие» ( 1 место - В. Ю. Паутова, ДШИ с. Довольное (директор – П.В. Фищенко) - учебно-методическое пособие для начинающих пианистов « Мои друзья – клавиши», И. В. Хорос, ДМШ № 1 г. Новосибирска - « О музыкальных звуках, нотных знаках и некоторых секретах музыки», А. Г. Стома, ГШИ № 29 г. Новосибирска. CD- пособие, аудиокурс по теории музыки «Путешествие юного эрудита»; «методическая работа» (1 место -не присуждено, 2 место - С. И. Петрова, ДШИ р.п.Кольцово – «Работа над гравюрой по картону при изучении композиции»); «репертуарные сборники»
(1 место – А.А. Басалаев – ДМШ р.п.
В марте прошлого года проходил областной фестиваль юных исполнителей на духовых инструментах, его тоже следует считать очень крупным событием. Как вы знаете, сейчас духовые инструменты находятся не в самом лучшем положении. А Новосибирск славится тем, что у нас огромное количество преподавателей и детей, которые занимаются духовыми инструментами. Призовые места у нас заняли 40 человек из более чем 90 участников. Ребята играли на блок-флейте, флейте, гобое, кларнете, тромбоне, тубе и других. Нужно отметить, что гобой изучается у нас только в детской музыкальной школе при Новосибирском музыкальном колледже. Фагота и валторны на конкурсе представлено фактически не было – эти инструменты очень востребованы, но, к сожалению, школ со специальностью по этим инструментам практически нет. Дело тут в первую очередь в недостатке финансовых средств, а без них невозможно привлечь к работе преподавателей соответствующей специальности. Наиболее высокий результат на конкурсе показали ученики, замечательного преподавателя из детской музыкальной школы при Новосибирском музыкальном колледже – 5 призовых мест, из них 4 первых в различных номинациях.
В этом году у нас прошел областной конкурс фортепианных ансамблей, в нем приняли участие около 200 человек, было 2 номинации: «фортепианный ансамбль» и «смешанный ансамбль»: фортепиано со струнными, духовыми, вокалом. В смешанных ансамблях наивысший результат показала музыкальная школа города Бердска – все призовые места заняли коллективы из этого учебного заведения. За это ученики, конечно, должны благодарить своих замечательных преподавателей: Л.А. Зазулинскую, старейшего нашего преподавателя виолончели; Н.И. Васильеву – преподавателя фортепиано, Л.Н. Жданову (вокал) и Л.Н. Андрееву (фортепиано), ну и конечно директора ДМШ г. Бердска – Н.А. Соболевскую. Среди фортепианных ансамблей в старшей группе первое место заняла городская ДМШ №1 ( преподаватель -С.В. Гуща);в средней группе – ДМШ № 2 ( преподаватели –С.Н. Фокина и Е.И. Карпова, директор – Е.М. Пяткевич). А в младшей группе – ДМШ № 10 (преподаватели – Е.И. Яушева и Е.Л. Мартынюк, директор – Ю.Г. Дони)
- А как отразилась на школах Новосибирска и области ситуация с переходом школ в ведение муниципалитетов? Эта проблема сейчас как нельзя более актуальна практически для всех регионов.
- В двух словах я вам скажу – из практики получается так: для одних переподчинение – это благо, а для других – это просто катастрофа. Вот, например, у нас есть одна сельская школа (из –за многих соображений не буду называть ни имя директора, ни название села). Раньше она была в ведении сельской администрации, а теперь школа подчинена району, районной администрации. Но, конечно, районная администрация не очень заинтересована в сельской школе (находится она за несколько километров от районного центра, жизнь школы проходит не на глазах). Вот недавно прошла аттестация этой школы, и ее директор сказала, что школа хочет вернуться обратно, и вопрос, кажется, решается. Многие руководители наших сельских школ, оказавшись из-за переподчинения в неблагоприятных для них условиях, развивают бурную деятельность, просят вернуть их прежним учредителям, пишут письма в администрацию.
Мне кажется, что здесь нужно какое-то двойное учредительство. Учредительство поселковое, где находится школа, и учредительство района. Потому что эта проблема касается в основном сельских школ.
А у городских школ никакой проблемы переподчинения нет (если конечно их не переподчинят образованию). С первого сентября в наших школах отменяется плата за обучение. Как такой факт скажется на жизни школ трудно предсказать, но многие директора высказывают большую тревогу, ведь родительская плата всегда была финансовым подспорьем.
Наш методический кабинет одновременно с концертным отделом Новосибирского музыкального колледжа (заместитель директора по концертной работе НМК – Р.А. Никитенко), на базе которого мы находимся, выиграл в этом году грант на детско-юношескую филармонию «Молодые - молодым», где ученики музыкальных школ играют для своих ровесников, приобщают их к музыке. Она существует у нас уже восьмой год, и вот мы выиграли на нее крупный грант (95 тыс. рублей). Вот это – действительно наше большое достижение. А фестивали, конкурсы, курсы повышения квалификации – это наша обычная работа. Отдельно курсов у нас нет, отдельно фондов фестивалей и конкурсов тоже нет, все делает методкабинет.
- Как вы справляетесь с таким объемом работы, наверное, у вас созданы при методическом кабинете какие-то специальные службы?
- Нет. Нас сейчас четыре человека: Наталья Николаевна Селезнева, совсем молодой специалист, она еще по штатному расписанию даже не заведующая методкабинетом, а заведующая производственной практикой, но де-факто она наш руководитель. И трое методистов: Людмила Филипповна Котрягина, заслуженный наш работник, она трудится в методическом кабинете с 99-го года, Ирина Викторовна Ширшикова – она больше десяти лет работала в Новосибирском областном колледже культуры и искусств, и я, Ламина Вера Леонидовна, работаю в этом кабинете уже 15 лет. Вот такая у нас загруженность, но мы справляемся.
Несколько слов хочется сказать о безвременно ушедшей бывшей заведующей методическим кабинетом Татьяне Реворесовне Брославской. За многие годы работы на методическом поприще она сумела придать работе методического кабинета большой авторитет. Я с ней отслужила почти 15 лет, были трудные моменты, были месяцы работы без выходных, но это всегда было творчество и огромное желание помочь людям.
- Есть ли в регионе какие-то особые проблемы, требующие решения?
- В последнее время кабинет просто борется за то, чтобы в наших детских учреждениях дополнительного образования появились методисты. Потому что система внешних консультантов, которая появляется в наших школах в связи с аттестацией, должна быть заменена практикой внутренних специалистов по методической работе. Они должны следить за качеством педагогической деятельности, проводить экспертизу образовательных программ, оказывать различную помощь педагогам и административным работникам школы, изучать индивидуальную педагогическую философию каждого преподавателя. В это входит и посещение уроков, и совместное написание педагогических работ, и активное участие в заседаниях методических советов школы по всем направлениям образования. Присутствие методиста в школе решает вопрос новых творческих подходов, новых технологий и других задач, которые помогают развитию школы. Решение вопроса продвигается, но очень медленно, и он не решен до сих пор. И все-таки в некоторых школах – и областных, и городских – свои методисты уже появляются.
В небольшой заметке не расскажешь всего. Методический кабинет Новосибирского музыкального колледжа – крупнейший методический центр за Уралом. События у нас происходят каждый день. Каждый день мы встречаемся или перезваниваемся с десятками людей, короче говоря, держим руку на пульсе. Ваша газета мне очень нравится. Хочу пожелать сотрудникам редакции побольше полемических статей и рассказов о выдающихся людях нашей отрасли.
Поделиться: