Время неумолимо вносит коррективы в методики преподавания дисциплин, организацию и техническую оснащенность образовательного процесса, но одно остается во все времена для школы главным – воспитание чуткого, отзывчивого человека. И хорошему педагогу, считают здесь, это под силу. В выросшей из музыкального кружка при Доме пионеров школе искусств сегодня восемь отделений, на которых обучается 530 учеников. Помещение у школы совсем небольшое, но техническая оснащенность ее аудиторий – на высоте. В распоряжении (прежде всего теоретических классов) персональные компьютеры, большие плазменные экраны, позволяющие демонстрировать на уроках необходимые видеоматериалы. Есть постоянно пополняемые видеотека и фонотека. Но...
Как оторвать от компьютера?
Нижегородская школа номер четыре одной из первых в городе начала осваивать мультимедийные технологии и применять интернет в процессе обучения. Может быть именно поэтому, пройдя 15-летний путь освоения этих средств, сегодня здесь уверены: задача преподавателя школы ХХI века – найти баланс нового и традиционного в любой дисциплине, будь то музыкальная литература, сольфеджио или исполнительство.
Вот такими размышлениями поделилась с нами директор ДШИ № 4 заслуженный работник культуры РФ Татьяна Евгеньевна Форшток:
– Сегодня работа с компьютером, видеопрезентации на уроках музыкальной литературы несколько уводят детей от слухового и эмоционального восприятия музыки. И я считаю это большой проблемой. Дети должны понимать, что есть иные средства познания и что технические новации не должны прерывать живое общение. Мастерство современного преподавателя как раз и заключается, на мой взгляд, в том, чтобы умело синтезировать компьютерные технологии, видеопрезентации и живое слово, устное или письменное.
Я давно поняла, что мультимедийные технологии – это здорово, потому что они открывают перед человеком большие возможности. Но главное-то – умение рассуждать, мыслить, общаться. А современному школьнику зачастую легче создать цифровую презентацию, чем ответить устно. Чтобы возродить дух русского музыкального просветительства, базирующийся на слове, мы, например, в открытом городском конкурсе ансамблевого исполнительства (который провели уже трижды) ввели специальную номинацию «Юный музыковед». Ее главное условие – только вербальное выступление. Мы хотим слышать живую речь безо всяких мультимедийных презентаций. Обозначая такое условие, мы имели в виду и «попутную» цель – приобретение ребятами навыков ораторского искусства.
Из школы – в консерваторию
Мысль о сотрудничестве с консерваторией в школе родилась не случайно. Хотелось выйти на новый этап творческого развития, иначе взглянуть на подготовку учеников к конкурсам, стимулировать преподавателей к повышению профессионального уровня. В этом директору школы помогла заведующая кафедрой камерного ансамбля Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки, учредитель абонемента «В выходной – в консерваторию!», профессор Екатерина Андреевна Флерова. Совместно был учрежден конкурс ансамблевого исполнительства (о котором шла речь выше). В нем есть и такая интересная номинация, как «Семейный ансамбль», призванная поддерживать связь поколений. В таких ансамблях вместе с детьми принимают участие родители – как профессиональные музыканты, так и те, кто когда-то учился музыке и не забывает исполнительство на любительском уровне. Приз победителям – выступление на сцене консерватории, и это очень сильный стимул для ребят из городских и областных школ искусств.
Но тесную связь с высшим учебным звеном ДШИ поддерживает и другим способом. Ее ученики участвуют в абонементных концертах консерватории, а консерваторцы, в свою очередь, приходят в школьный зал: преподаватели – с мастер-классами, студенты кафедры камерного ансамбля – с выступлениями.
Сфера влияния
Школа активно участвует в социально значимых общественных мероприятиях города, в том числе устраивая концерты для ветеранов войны и труда и участвуя в мероприятиях, инициированных Городской думой. Шестнадцать творческих коллективов ДШИ – вполне достойные силы для этого. А на отчетные концерты обязательно приглашаются ученики всех тех общеобразовательных школ, на базе которых работают три отделения ДШИ – хоровое, хореографическое и общеэстетического развития. Не упускает из сферы своего влияния школа даже детские сады, регулярно приезжая сюда с концертами в рамках ею же придуманной «Детской филармонии». Не мудрено, что и дошколята и ученики массовых школ каждую осень спешат к дверям ДШИ № 4, пополняя ряды ее воспитанников.
И пусть школа находится в удаленном от центра рабочем районе – ее роль в образовательном процессе и формировании культурной среды города совсем не эпизодическая. И почетный вымпел главы администрации Нижнего Новгорода «За большой вклад в развитие города», врученный школе в преддверии юбилея, – этому свидетельство.
На фото Т. Форшток
Поделиться: