Top.Mail.Ru
АРХИВ
28.02.2015
МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ
Где-то между Санкт-Петербургом и Петергофом затерялся поселок Стрельна. В одном из его великолепных дворцов сохранилась Детская музыкальная школа № 42, руководит которой Владимир Владимирович Фоминских

Ваша школа вот уже сорок лет занимает второй этаж Львовского дворца. Наверняка архитектура средневековой готики влияет на атмосферу в классах…

– Это одно из немногих сохранившихся в городе строений неописуемой красоты. И я замечаю, как дети и родители буквально пропитываются его историей. Уверен, что дух истории жив, и эти стены накладывают свой отпечаток на наше творчество. 

 Насколько значима школа, так сказать, малой формы в формировании современной городской культуры?

– Родителям и учащимся я всегда говорю: «Мал золотник, да дорог». Именно потому, что у школы в течение сорока лет не было большого помещения, до сих пор действуют только фортепианное отделение, народных инструментов и подготовительное – для детей с четырех лет. Скоро открываем хоровое.
Стрельна, несмотря на географическое положение: между Санкт-Петербургом и Петергофом,  не имеет  культурообразующих учреждений помимо музыкальной школы. И наша школа – тот огонек, который мы пытаемся разжечь в очаг культуры пригорода Северной столицы. 

С какими организациями уже налажены культурные связи?

– С библиотеками,  образовательными школами, с петербургскими музыкальными школами. Стараемся сотрудничать с концертными залами района. На 5 апреля запланирован отчетный концерт школы в Константиновском дворце – резиденции нашего президента. Поддерживаем связь с ветеранами, они – наши любимые слушатели. Заключен договор с Петербургским университетом культуры и искусств, готовим договор о сотрудничестве с Музыкальным училищем имени  Римского-Корсакова.

Прокомментируйте преимущества такого договора?

– Договор даст нам возможность взаимодействовать с педагогами училища, показывать в училище наших воспитанников. Также задача этих документов в привлечении молодых специалистов-выпускников. 

Как школа работает с одаренными детьми? 

– Я верю в то, что неодаренных детей нет, есть талант, спрятанный в глубине ребенка. В стремлении и умении дать возможность этому таланту раскрыться – раскрывается и педагогический дар. Основной целью музыкальной школы всегда было подготовить хорошего человека, чувствующего и понимающего музыку. Хорошо, что закон об образовании позволяет давать музыкальное образование не только как предпрофессиональное, но и как общеразвивающий цикл. Я считаю, что в  начальной музыкальной школе не время говорить о какой-то сверходаренности или полной бездарности. Основная цель в младших классах – привить любовь к музыке и сделать все, чтобы ребенок полюбил музыкальную школу и остался в ней. И нельзя сразу на корню рубить: вот он бездарность. Вспоминая Растроповича, который говорил, что у него, как и у многих музыкантов, был период, когда он очень не хотел ходить в музыкальную школу. Но при этом наступил момент, когда он настолько полюбил музыку, что жить без нее не мог. 

Как советуете педагогическому коллективу вести себя в переходный период учеников?

– Большинство из них имеют более 40 лет педагогического стажа, и все понимают, что этот момент надо перетерпеть и педагогам, и родителям, и ребенку. И тут самое главное, не испугать его музыкой. Не пережать, а дать ребенку ощутить, что музыка – это часть его жизни, часть его самосознания, самореализации. Научить ребенка выражать свои эмоции в музыке, а не столько в протесте. Может быть даже и протест, но в музыке.

Есть ведь и другая крайность – как помочь родителям смириться с выбором ребенка профессии в сфере искусства?

– Мы учим родителей не отстраняться от судьбы своих детей, посещать с ними концерты, выставки, приобщаем к искусству целыми семьями, периодически даже задействуем родителей в самих концертах.

Каким образом?

– Вот яркий пример: совершенно случайно сложился семейный дуэт. Мама никогда не играла на фортепиано, дочка на данный момент учится в третьем классе. И мама, посещая с ней уроки по специальности, захотела попробовать. В итоге маленькие пьески они играют вместе. В школьном концерте, который мы готовимся провести в марте, выступит этот семейный дуэт. 

Какую программу готовите слушателям­-ветеранам?

– Постараемся подготовить ко Дню Победы программу из сочинений довоенных лет, чтобы передать только легкие нотки грусти, ведь жизнь продолжается. 

Ощущаете ли вы поддержку муниципалитета и отдела культуры?

– Вместо того, чтобы принять самое простое решение о закрытии школы, отдел культуры принял на себя груз ответственности и помог нам решить проблемы с пожарными, провести ремонт. В данное время администрация района рассматривает возможность выделения школе нового здания. И очень хотелось бы, чтобы этот вопрос был решен в нашу пользу. Тогда нам потребуется помощь и города, и района, чтобы провести ремонт, оборудовать помещение качественно, закупить хорошие музыкальные инструменты, построить большой концертный зал. 

Поделиться:

Наверх