АРХИВ
01.10.2007
Импровизационное музицирование

Цель открытия импровизационного отделения – воспитывать юных музыкантов, способных к самостоятельному музицированию и самовыражению в музыке.

В системе детского музыкального образования на современном этапе превалирует творческое начало. Композиция, импровизация, сочинение – эти термины все чаще встречаются в новых программах, учебных планах Министерства Российской Федерации. Совершенствование учебных программ, методик преподавания являются основными направлениями развития в учебно-воспитательном процессе школы.

До недавнего времени преподавание в детских музыкальных школах сводилось, в основном, к двум формам обучения: выучиванию пьес по нотам (в классе специального инструмента) и накопления некоторого количества теоретических сведений (в классе сольфеджио). И то и другое после окончания школы забывалось, или, в лучшем случае, (около 0,2 %) было востребовано на вступительном экзамене в специальное учебное заведение.

На протяжении десятилетий звучат отдельные голоса педагогов, ученых и музыкантов относительно того, каким же должно быть детское музыкальное образование. Музыкальные занятия призваны, в первую очередь, развивать личностный, творческий потенциал человека, прививать такие навыки музыкального самовыражения с детства, которые всю жизнь позволяли бы выражать себя в музыкальном творчестве. Такими навыками являются импровизация, сочинение, умение музицировать в ансамбле, знание аккордовых соединений, музыкальных построений, простых норм формообразования в музыке.

Однако до настоящего времени нет ни одной детской музыкальной школы, которая всесторонне и системно разработала бы новые подходы к такого рода обучению.

Программа и учебный план импровизационного отделения ДШИ № 4 являются 100 % попаданием в суть решения проблемы. У нас в деталях разработана программа единого творческого цикла, предметные дисциплины которого не просто взаимосвязаны тематически, но имеют в базе стержневой курс импровизационного сольфеджио, с которым согласованы все творческие циклы, предметы, включая игру на инструменте.

Уникальность разработанной методики импровизационного музицирования состоит в том, что, основанная на фундаментальных принципах классической теории музыки, она способствует развитию у ребенка качественно нового уровня исполнительского мастерства в различных формах его выражения: теоретическом, инструментальном, вокальном и т.д. Данная методика в большей степени ориентирована на развитие у обучающегося ассоциативного логического мышления, прежде всего в основах и принципах построения музыкальных фраз, гармоническом и смысловом выражении музыкальной идеи, и, в этом смысле, способствует развитию авторского творческого потенциала, в частности, композиторского мастерства.

До настоящего времени вопросами композиции и сочинительства в образовательных учреждениях дополнительного образования занимались весьма ограниченно, связывая успехи учащегося в этом направлении исключительно с его личностными способностями, одаренностью, талантом. Между тем композиторство в общем и искусство построения музыкальной композиции в частности оказываются вполне доступными формами музыкального выражения для учеников, чьи способности в этом плане ранее были менее заметными или же не прослеживались вообще. Не исключая роли природной одаренности ребенка, методика импровизационного музицирования позволяет принципиально по-новому подойти к раскрытию его творческого потенциала, отходя от шаблонных и стереотипных приемов запоминания и заучивания. Главным при этом по-прежнему остается доступность и усваиваемость методологии импровизации широким кругом слушателей с разным уровнем подготовки и творческих способностей. Это, в известной мере, подтверждает универсальность методики, которая применима на различных этапах обучения в рамках установленного временного стандарта при целостном и системном подходе к поэтапному развитию профессионального мастерства.

Результаты оказываются весьма впечатляющими: уже на первых этапах обучения уровень подготовки учащихся 1-2 классов (при семилетнем обучении) соответствует знаниям и превосходит навыки по многим аспектам старшеклассников, обучающихся при традиционных формах преподавания.

Но на сегодняшний день в сети детских музыкальных школ до сих пор нет разработанного системного курса преподавания цикла творческих дисциплин.

Открытие отделения импровизационной музыкиподтвердило правильность и своевременность выбранной педагогической концепции развития учреждения.

Учебный план отделения импровизационной музыки включает такие предметы, как музыкальная композиция, импровизация, импровизационное сольфеджио, детская функциональная гармония, которые сейчас чрезвычайно актуальны в новых социальных условиях развития творческой личности.

Отделение импровизационной музыки открыто в Детской школе искусств №4 в 1998 году. На отделении наряду с традиционными дисциплинами преподаются: импровизационное сольфеджио, функциональная гармония, музыкальная композиция, музицирование в ансамбле (классика, джаз, фундаментальная эстрадная музыка).

Примечательным при реализации данной методики является отсутствие резкого разграничения в уровне подготовки, способного проявляться в силу специфики изучаемых дисциплин: знания, полученные на стадии изучения импровизационного сольфеджио, не являются сугубо факультативными, а оказываются принципиально необходимыми при построении и воспроизведении музыкальных фраз, понимании музыкального произведения в принципе, его анализа и т.д. Одним из основных аспектов результативности при этом оказывается личностная мотивация учащихся к обучению, обусловленная их повышенной заинтересованностью в достигнутых результатах и практической реализации полученных навыков.

Методы, средства и формы образовательного процесса идеально соответствуют возрасту, интересам и потребностям обучающихся. Это подтверждается желанием обучаться на отделении учащихся разных возрастных групп от 4 до 18 и более лет.

Программа выполняется в полном объеме. Она может быть легко адаптирована к природным данным учащихся. Даже при минимальном ее воплощении учащимся прививаются основные навыки музыканта: ориентирование в тональностях, игра по слуху, импровизация простейших форм, музицирование в ансамбле, сочинение простых структур.

Результатом профессиональной работы отделения стали шесть областных, городских и один межрегиональный семинары по импровизации. Семинары проводили педагоги отделения Музычкина Т.П., Вашурова Э.С., Афанасьева В.В. В семинарах также принимали участие выдающиеся музыканты современности: генеральный директор МКИМ Козырев Ю.П., народный артист РФ, зав. кафедрой джазовой музыки РАМ им. Гнесиных И. Бриль, лауреат конкурсов А. Виницкий (гитара), Л. Кушнир (фортепиано), профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств России Чудова Т.А., заслуженный артист Российской Федерации, лауреат Европейской премии имени Г. Малера Д. Крамер.

Возглавляет отделение импровизационной музыки заслуженный работник культуры Российской Федерации Музычкина Т.П., педагог обладающий высоким педагогическим мастерством, владеющий уникальной методикой. На отделении работают преподаватели с консерваторским образованием, также закончившие Московский колледж импровизационной музыки.

Учащиеся импровизационного отделения достойно выступили на Всероссийском конкурсе юных композиторов г. Воронеж, на отчетном концерте юных композиторов г. Москвы. Школой также была организована творческая встреча юных композиторов Москвы и учащихся импровизационного отделения ДШИ № 4 в Брянске, посвященная 200-летию Ф.И.Тютчева. Медалями «В память 200-летия Ф.И.Тютчева» были награждены Музычкина Т.П. и ее ученица класса композиции Подзорова Алина.

Преподаватели школы провели открытые показательные уроки с учащимися младших и старших классов по импровизационному сольфеджио совместно с народным артистом Российской Федерации, профессором Игорем Михайловичем Брилем.

Проведен методический открытый урок-семинар для студентов БОМУ с участием учеников 1-3 класса отделения импровизационной музыки.

Открытые уроки вызвали большой интерес у специалистов и получили их высокую оценку.

В школе разработаны методики преподавания базовой теоретической подготовки в рамках курса импровизационного сольфеджио для учащихся 5 - 7 классов; впервые разработана и успешно внедряется программа по композиции и музыкальному сочинительству. Указанные программы универсальны к широкому спектру инструментальной подготовки на уровне специализаций (фортепиано, народным инструментам, струнным инструментам, вокальному мастерству и др.)

Наша педагогическая позиция – системное введение в учебный план дисциплин творческого направления.

На современном этапе перед музыкальной педагогической наукой стоит задача возродить импровизационность как принцип всего обучения в сфере музыкального образования. Занятия импровизацией – есть акт самовыражения для учащегося.

Знаменательным событием на отделении импровизационной музыки явился выпуск столичным нотным издательством «Музыка» сборника выпускников школы класса композиции преподавателя Музычкиной Т.П. «Фортепианные сочинения юных композиторов». В концертном зале школы состоялся областной концерт-презентация сборника. Выход сборника имел большой общественный резонанс в городе и освещался в СМИ.

Весомый результат нашей педагогической концепции – утвержденные авторские программы для обучения преподавателей области по курсу импровизационного сольфеджио.

Методика, изложенная в авторских программах школы, заслуживает повышенного внимания творческих педагогических коллективов. Требует детального изучения ее компонентов, долговременного проникновения в тонкости методических принципов и технологий.

Значение программ видится в нескольких аспектах. Во-первых, программы имеют общеметодологическое значение, поскольку показывают возможность возобновления практики живого музицирования. Во-вторых, программы отвечают своему прямому прикладному назначению – работе с основами функциональной гармонии, но применительно к потребностям музыканта-импровизатора.

Фундаментальность профессиональной позиции отделения подтверждается запланированными курсами повышения квалификации для преподавателей ряда образовательных учреждений области.

Программа курсов разработана в ДШИ №4 на отделении импровизационной музыки. Данная программа - своевременная попытка обратить внимание специалистов на фундаментальные методологические основы детского музыкального воспитания и развития.

Результатом проведения курсов повышения квалификации является подготовка специалистов нового профиля. А значит – внедрение в учебные планы ДМШ и ДШИ творческого цикла дисциплин, таких как музыкальная композиция, основы импровизации, детская гармония и импровизационное сольфеджио.

Методика преподавания основ импровизации продолжает оставаться уникальной, требующей активного ее восприятия специалистами, глубокого ее изучения и широкого распространения в сети детских музыкальных учебных заведений.

Поделиться:

Наверх