ИЗ ИСТОРИИ НАШИХ ВСТРЕЧ
Визиты Мстислава Ростроповича в город юности Оренбург и его встречи с коллективом Оренбургского государственного института искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей вспоминает проректор института Валентина Александровна Логинова.
Связь Мстислава Ростроповича с Оренбургом крепка и поражает удивительными пересечениями линий судьбы человека и города, биографий музыканта и учебного заведения, осуществляющего профессиональное музыкальное образование в Оренбуржье (музыкальный техникум – училище – колледж - институт).
27 марта 1927 года родился Мстислав Ростропович - в том же 1927-м был образован Оренбургский музыкальный техникум имени 10-летия Октябрьской революции. Оренбург – родина матери, деда и прадеда М.Л. Ростроповича. Здесь встретились его родители – Софья Николаевна Федотова и Леопольд Витольдович Ростропович. Оренбург (тогда Чкалов) приютил семью Ростроповичей в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году здесь умер отец Мстислава Леопольдовича. Весной 1943 года осиротевшая семья уехала в Москву.
В город юности М. Ростропович вернулся через 50 лет, в октябре 1993-го. Прежде всего, Мстислав Леопольдович посетил могилу отца, ведь Оренбург стал последним пристанищем для Леопольда Витольдовича. Педагогический коллектив тогдашнего Чкаловского музыкального училища принимал непосредственное участие в похоронах виолончелиста. Десятилетия спустя администрация города и руководство института содействовали розыску места его захоронения на кладбище мемориального комплекса на проспекте Победы. Ежегодно преподаватели и студенты, представители культурной общественности посещают могилу Л.В. Ростроповича в день его смерти (31 июля).
В насыщенную программу первого визита маэстро была включена встреча с преподавателями и студентами Оренбургского музыкального училища. Такие встречи стали традиционными - Мстислав Леопольдович приезжал почти ежегодно. В октябре 1995-го с Омским симфоническим оркестром под управлением Е. Шестакова он исполнил «Вариации на тему рококо» Чайковского. Тогда же всемирно известному музыканту и дирижеру торжественно вручили свидетельство о присвоении звания «Почетный гражданин города Оренбурга».
В 1997 году, когда Мстиславу Ростроповичу исполнилось 70 лет - этот юбилей отмечался во многих городах мира, - Мстислав Леопольдович снова посетил родину своих предков. В зале областного драматического театра, где он мальчишкой смотрел «Коварство и любовь» Шиллера, состоялось его чествование. М.Л. Ростропович посетил дом № 25 на улице Зиминской, где его семья жила в эвакуации, побывал в детской муниципальной больнице № 3, которой помогал медицинским оборудованием, встретился с преподавателями и учениками ДМШ № 1 им. П.И. Чайковского, дал пресс-конференцию. А 29 октября 1997 года решением областного Законодательного собрания Оренбургскому государственному институту искусств было присвоено имя Леопольда и Мстислава Ростроповичей.
Следующий приезд маэстро в наш город (в мае 1998 г.) ознаменовался его исполнением Концерта для виолончели с оркестром До мажор И. Гайдна (с камерным оркестром областной филармонии под управлением Г. Клементьева). Март 1999 года оставил особенно яркий след в истории института искусств: состоялся мастер-класс М. Ростроповича. 5 марта 2001 года - очередной визит. В тот день в концертном зале института прошла творческая встреча Мстислава Леопольдовича с педагогическим и студенческим коллективом. Многим заполнились «отчеты» маэстро, как говорил он сам: «Так я отчитываюсь вкратце перед вами о том, что делаю, и о том, что собираюсь сделать. Конечно, я многое пропускаю, но хочу сказать, что работаю, работаю, работаю... Моя жена меня не сопровождает нигде. Она говорит: «Когда я только вижу, как ты работаешь, я уже устаю» (аплодисменты в зале). Желающих задать вопрос Мстислав Ростроповичу всегда было очень много, и он с удовольствием всем отвечал. Беседы получались исключительно интересными.
- У нас есть ваши записи, которые мы храним как дорогую реликвию. Но нам хотелось бы иметь как можно более полную коллекцию ваших изданий. Возможно ли это? И еще. Почему, на ваш взгляд, Россия словно обречена растить и воспитывать таланты, которые разлетаются по всему миру, и мы не можем слушать их часто. «Что делать?» - вечный русский вопрос. Ваше мнение по этому поводу?
М.Л. – Я чувствую себя в долгу перед вами, поэтому вопрос моей помощи - это вопрос моего долга. Я обещаю прислать вам в институт все мои записи, которые у меня есть (свое обещание маэстро, как всегда, выполнил, и теперь институт искусств обладает уникальной полной коллекцией компакт-дисков «Мстислав Ростропович играет, дирижирует, аккомпанирует». - В.Л.).
Отвечу и на вопрос, связанный с нашей музыкальной деятельностью. Думая о своем жизненном и творческом пути, я могу сказать, что никогда не смотрел на прожитую жизнь, до тех пока мне не исполнилось 70 лет. Я все время бежал вперед, благодарно воспринимая то, что подарил мне Господь Бог: знакомство с великими музыкантами, художниками, писателями. Они меня изменяли - люди, с которыми я встречался: Пабло Пикассо, Марк Шагал, Чарли Чаплин, Леон Фейхтвангер и другие. В разговорах, дискуссиях, в откровениях с ними - как можно было не изменяться? Эти встречи сделали меня другим человеком. А почему они состоялись? Потому что меня выгнали из Советского Союза. На Западе началась моя дружба с Бенджамином Бриттеном, Леонардом Бернстайном, Оливье Мессианом, Анри Дютийе, Кшиштофом Пендерецким и многими еще. Должен вам сказать, что нашему государству, России, я никогда бы в жизни не смог принести той крупицы любви, которую принес своим искусством. Я не расцениваю свою роль высоко, но крупицу любви к нашей стране я все-таки через себя возымел. Будучи русским, я встречался со всеми этими великими людьми по всему миру. Не говоря о президентах многих стран, известных политиках. Когда я после 17 лет работы закончил свое пребывание в Вашингтонском национальном симфоническом оркестре, на заключительном концерте мне на сцену вынесли письма от четырех президентов США: Джона Картера, Рональда Рейгана, Джорджа Буша и Билла Клинтона. Они написали такие комплименты, что не могу вам даже сказать, мне неудобно! А если бы я остался здесь? Даю вам слово, что я бы оставил некий след в каком-то кругу наших людей. Но в общем результате своей жизни я бы не смог приобрести столько друзей для нашей России за рубежом, сколько их есть сейчас. Когда бы не было там Сергея Кусевицкого, Сергея Рахманинова, Александра Зилоти, Владимира Горовица, короля скрипачей Яши Хейфеца, виолончелиста Григория Пятигорского, наша музыкальная школа не занимала бы такого международного класса.
…У меня такое предчувствие, что мы скоро будем все объединены на Земле. Это произойдет тогда, когда впервые, лет через 30, мы увидим первых инопланетян, которые обязательно к нам прилетят. В этом я уверен. Да, я уверен, что существуют другие цивилизации, которые должны нас посетить. И когда это случится, уже не будет иметь значения, где Франция, где Германия, где какая страна. Мы все будем просто земляне. Мы будем на нашей планете все вместе. И это будет замечательно, уверяю вас! Потому что мы дойдем до того, что не станем заниматься идиотизмом - воевать друг с другом, убивать друг друга. Я надеюсь, что будет так, мы к этому придем! Тогда, надо сказать, взаимопроникновение наших культур будет чрезвычайно важно и значительно. Может быть, сейчас тот период, когда по всему миру нет такого уж обожания нашей страны, но я уверен, что это временно. Потому что именно Россия внесла огромный вклад в мировую науку, литературу, музыку, - вклад, за который нас нельзя не любить. Нас будут любить! Нас будут благодарить! И вы, сидящие здесь молодые студенты, занимайтесь, черт возьми! (одобрительный смех и аплодисменты в зале).
- Какие события в Оренбурге вам запомнились на всю жизнь?
М.Л. – Этих событий было очень много. О них я мог бы рассказывать долго. Особенно вспоминаются военные годы. Помню – зима, холодно. В доме нет воды. Нет печки. И вдруг звонок! Открываю дверь – незнакомые люди принесли охапку дров. Кто-то принес печь. И вот теперь, имея 34 иностранных ордена, 48 почетных степеней доктора университетов, включая самые крупные - Оксфордский, Кембриджский, Сорбонну, - я считаю, что не оплатил свой долг тем людям, которые принесли тогда печь и дрова. Спасибо им! Спасибо Оренбургу!
- Как часто вы общаетесь со студенческой аудиторией?
М.Л. – Во всех странах я встречаю русских студентов. Я не знаю, каким образом они там оказываются - в Париже, в Лондоне, Берлине, - но я с удовольствием даю мастер-классы студентам разных специальностей: духовикам, пианистам, скрипачам и, конечно, виолончелистам. Мастер-классы я всегда включаю в свои фестивали, не забываю поделиться знаниями с молодежью. В следующий свой приезд в Оренбург я обязательно позанимаюсь и с вами, мои дорогие друзья.
На той встрече мэр Оренбурга Ю.Н. Мищеряков выразил слова благодарности великому музыканту за его участие в делах города и вручил М.Л. Ростроповичу медаль «Почетный гражданин Оренбурга». Это звание Мстислав Леопольдович Ростропович получил еще в 1993 году. И вот теперь, как он сказал, «медаль нашла своего героя». В знак уважения и признательности ректор института искусств Б.П. Хавторин преподнес маэстро цветы и, по словам Мстислава Леопольдовича, самый дорогой подарок – несколько экземпляров своей книги «Музыкальная культура Оренбурга XX столетия», вторая глава которой посвящена династии Федотовых-Ростроповичей, ее роли в процессе становления и развития музыкальной культуры города. Поблагодарив за подарок, Мстислав Ростропович сказал: «Я подарю эти книги своим детям и внукам. Хочу, чтобы каждый знал и помнил свои русские корни».
В ноябре 2001 года Мстислав Леопольдович прилетал в Оренбург вместе с киногруппой режиссера И.К. Беляева (телекомпания РТР), снимавшей фильм о нем и городе его юности. 14 ноября состоялось торжественное открытие квартиры-музея им. Л. и М. Ростроповичей в доме на улице Зиминской.
Программы визитов М.Л. Ростроповича в Оренбург всегда были полны интересных событий и общения - проходили мастер-классы, творческие встречи, благотворительные концерты. Во время проведения своего последнего мастер-класса 1 сентября 2003 года Мстислав Леопольдович вручил ректору Б.П. Хавторину в дар институту скрипку современного итальянского мастера Леонидаса Рафаэлиано, изготовленную в Кремоне 25 июля 2003 года по модели А. Страдивари «Крейцер-1727», которую мы храним как драгоценную реликвию. Но главное то, что мы храним в наших сердцах светлую память о Мстиславе Леопольдовиче Ростроповиче - великом и добром человеке.
Поделиться: