Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.10.2017
МАЛО ЗНАТЬ БАТМАН ТАНДЮ
Мифологическая птица способна сжигать себя и возрождаться, так же и маленькие артисты образцового коллектива «Феникс» екатеринбургской ДШИ № 2 – горят в танце, но не сгорают

С каждым выступлением их энергия разгорается все сильнее. И это несмотря на то, что дети танцуют не латину, где темперамент должен выплескиваться через край, основа их репертуара – классическое направление, на первый взгляд, более строгое и спокойное. Тогда откуда в движении необыкновенная воздушная легкость, создающая ощущение, будто танцовщики парят над сценой?

Классический балет таит в себе множество секретов. Художественный руководитель и балетмейстер хореографического ансамбля «Феникс» Надежда Макаркина постепенно раскрывает их своим подопечным, которые вполне могли бы посвятить себя современному или народному танцу (ведь они в репертуаре ансамбля тоже есть), но все же предпочитают классику, несмотря на то, что за красотой и легкостью скрывается невидимый неискушенному глазу колоссальный труд. Стоит лишь представить, что значит по нескольку часов танцевать на пуантах. Репетиции на пальцах требуют определенной выучки ног, которые должны быть крепкими и натянутыми. Нужно уметь держать равновесие и следить за грацией, которая невольно уходит, когда концентрируешься на технике. Но «Феникс», однажды поставив для себя высокую планку, не привык снижать высоту, взлетая выше и выше. А поставить своих птенцов «на крыло» может только мастер, по-настоящему влюбленный в балет.

Она грезила балетом с раннего детства. И вот уже четверть века связывает ее с профессией хореографа, из них двенадцать лет педагог высшей категории, лауреат премии губернатора «За лучший педагогический труд» Н.В. Макаркина трудится в Муниципальном бюджетном учреждении культуры дополнительного образования «Екатеринбургская детская школа искусств № 2». Это единственная в Екатеринбурге школа (под руководством И.Р. Фаворской), которая имеет такую сложную специализацию как классический танец.

Понятно, что, занимаясь современной хореографией, не нужно так тщательно следить за своей физической формой и покупать дорогие костюмы – балетная пачка и хорошие пуанты обойдутся родителям в несколько десятков тысяч. И дети зачастую выбирают то, что менее трудоемко. Или то, что модно. Но классическая музыка берет за душу, затрагивая самые тонкие ее струны, заставляя думать, чувствовать, переживать. Поэтому Надежда Викторовна взяла на себя весьма непростую миссию, прекрасно осознавая, что потребуются годы, чтобы, приняв под свое крыло 5-6-летних «птенцов», сделать из них артистов. Кстати, даже в дипломе об окончании специального учебного заведения пишут не «танцовщик», а «артист балета», подчеркивает педагог:

— Балет – это элитный вид искусства, который требует определенных душевных, физических, волевых качеств. Чтобы выйти на сцену и станцевать принцессу, мало знать батман тандю, хорошо стоять на пуантах и владеть техникой классического танца. И костюма тоже мало: девочка должна слышать музыку и представлять себя принцессой. То есть должны быть воображение, фантазия, умение перевоплощаться, создавать внутри себя образ. Тело – всего лишь инструмент, с помощью которого этот образ воплощается. А движение – выражение определенной эмоции! Но даже в профессиональных учебных заведениях усилия студентов нередко направлены на то, чтобы выше прыгнуть, больше пируэтов скрутить. В последние годы частью балета стала художественная гимнастика, а духовная составляющая уходит на второй план.

По мнению Н.В. Макаркиной, балет необходимо «рассказывать» зрителям, проживая за считаные минуты выступления на сцене целую жизнь… Без владения профессиональными актерскими секретами такую сложную задачу не решить – вот почему в ДШИ № 2 преподают актерское мастерство.

 В классическом балете все истории – борьба добра и зла, где всегда побеждает добро. Вот и становятся танцующие балет дети добрее, нравственнее, как будто особенный свет наполняет их души.

  Выращивать «звездочек» из ребят с хорошими природными данными, конечно, проще – сегодня все они учатся в профильных учебных заведениях. Но в школу принимают не только одаренных детей. Те, кто выдержал и не «сдался» (ведь участники ансамбля учатся в элитных гимназиях плюс репетиции в школе искусств 4-5 раз в неделю), навсегда влюбляются в балет. Остается тот, кто понимает, что это – образ жизни. Ведь в балете важно всё: внешний вид, правильное питание, физическая форма, художественный вкус… Иногда кажется, что из этого ребенка ничего не выйдет, но в нем открывается такая внутренняя сила воли! Вот так и «лепят» из обыкновенных детей маленьких артистов.

Сегодня в репертуаре ансамбля более 135 концертных номеров, из них больше 70 % – авторские постановки Надежды Макаркиной.

За десять лет существования «Феникса» коллективом показано три полноценных балетных спектакля, в каждом – своя история, придуманная педагогом. Ей безумно нравится создавать что-то новое, свое, ведь всегда играть готовое не интересно. В спектакли Надежда Викторовна старается внести какую-то «изюминку», например озвучить пантомиму, – так зритель глубже поймет увиденное.

В копилке побед «Феникса» – финал Международного конкурса профессиональных артистов балета в Римини (Италия), финал Международного конкурса «Танцевальный олимп» в Берлине, лауреатство на конкурсах Art beautiful в Санкт-Петербурге, «Звездный дождь» и «Щелкунчик приглашает» в Екатеринбурге, «Пермский дивертисмент» в Перми. И каждый конкурс поднимал коллектив на новый, более высокий уровень. Но главный скачок, по мнению руководителя ансамбля, произошел в образовательном центре «Сириус» (Сочи), куда в мае были приглашены 28 лучших учащихся школы. Под руководством высочайших профессионалов из Московской государственной академии хореографии они заглянули в бездонный «колодец» сценического и хореографического мастерства и увидели там – бесконечность. И вновь двинулись вперед по захватывающему пути эстетического роста. Снова звучит музыка в классе, снова экзерсис, новый творческий сезон…

Поделиться:

Наверх