Какова перспектива развития исполнительства на народных инструментах? Как воспитать массовый интерес к народной инструментальной музыке? Не преувеличение ли разговоры о творческом тупике, в который пришло развитие русской национальной культуры? Над этими вопросами в беседе с нашим корреспондентом размышляет заслуженный артист и заслуженный деятель искусств России В.Б. Болдырев.
Владимир Борисович - один из немногих преподавателей по классу балалайки, работающих во всех звеньях музыкального образования: заведующий кафедрой народных инструментов в МГИМ им. А.Г. Шнитке и профессор РАМ им. Гнесиных В.Б. Болдырев обучает молодых музыкантов от первой ступени исполнительства в школе до выпускного курса вуза.
- Владимир Борисович, какова специфика фольклорно-инструментального академического образования?
- Профессиональное народно-инструментальное исполнительство еще очень молодо. Народники стали получать базовое академическое образование сравнительно недавно. Такую возможность я считаю большим достижением нашей образовательной системы. С другой стороны, внедрение академического музыкального образования провоцирует отрыв от национальной почвы.
- Получается, что современная исполнительская школа подобна маятнику, который отклоняется то в одну, то в другую сторону? Так что же лучше - академизация или аутентификация?
- Одно не должно обходиться без другого. Существование первозданного фольклора так же необходимо в современном мире, как существование эстрады или джаза. И народники должны быть столь же чутки к новым веяниям, как и все другие инструменталисты. У нас, например, в институте имени Шнитке есть факультативы эстрадной аранжировки для народных инструментов, а с этого года по новому учебному плану ввели и факультатив джазовой импровизации на народных инструментах.
Что касается академизации фольклорного образования, то я считаю этот процесс очень важным. Он являет собой один из векторов развития исполнительства. Это действительно важно, чтобы народные инструменты могли выйти на интернациональный уровень, имея, конечно, при этом твердую русскую фольклорную почву под ногами. Основы этого процесса как тенденцию заложил мой учитель Павел Иванович Нечепоренко. Меня до сих пор восхищает в его игре выверенность пассажей и особенно - непринужденность манеры исполнения. Кстати, эта неповторимая манера основана на великолепном музыкальном воспитании. Базовое образование Нечепоренко получил в Петербурге как дирижер-хоровик. И такой случай не единичен.
Сейчас среди молодых музыкантов очень много разносторонне одаренных ребят. Так, семеро из моих учеников впоследствии стали дирижерами. В их числе - недавний выпускник Иван Виноградов. Он был моим учеником в школе имени Андреева, колледже имени Шнитке и академии Гнесиных. В этом году Иван закончил академию как балалаечник и институт имени Шнитке как дирижер оркестра народных инструментов и на второе высшее образование поступил в Московскую консерваторию - на факультет оперно-симфонического дирижирования.
Но и здесь существуют свои «ножницы». Путь к абсолютной академизации народных инструментов весьма сомнителен. Практика показывает, что есть и другие пути развития народного исполнительства. Приведу в качестве примера Алексея Архиповского, который занял свою особую нишу в искусстве. Современная русская музыка, не укладывающаяся в традиционный формат, в его исполнении звучит свежо и ярко.
Вообще, технический уровень исполнительства сейчас достаточно высок и продолжает расти. Но проблема значительно шире, чем процесс технического развития и приобретения виртуозности. У балалайки нет аналога. Она - выражение души русского народа. Инструмент уникален во всем, начиная с неповторимого тембра и заканчивая постановкой рук, посадкой исполнителя.
- А каково, по-вашему, будущее народного оркестра?
- Народные инструменты на большой сцене звучат сравнительно недавно. В силу молодости профессиональной школы игры на этих инструментах пока трудно говорить о прочных, устоявшихся традициях. Все началось в 80-е годы XIX века, когда молодой дворянин Василий Андреев стал давать первые любительские концерты, организовал классы по игре на балалайке, и только с реконструкции домры и гуслей в начале XX века появился народный оркестр. Перспективы развития народных инструментов очень широки. Но будет ли использован их потенциал в ближайшее время – предугадать сложно.
- Что, на ваш взгляд, является серьезным препятствием для полноценного развития народной исполнительской культуры?
- В первую очередь я бы сказал о репертуаре. Довольно остро сейчас стоит вопрос нехватки оригинального репертуара. Многие перспективные ученики, дойдя до высшей ступени образования, обнаруживают, что играть-то им уже нечего. На редких массовых концертах народники «потчуют» слушателя одними и теми же произведениями. Конечно, существуют многочисленные переложения европейской классики, но, поверьте, не все они достойны исполнения. Только талантливое переложение, не уступающее в мастерстве оригиналу, может быть исполнено с большой сцены. К тому же, что бы там ни говорили, а все же инструмент раскрывается ярче именно на оригинальном репертуаре.
Да, сейчас наблюдается рост интереса молодых композиторов к народным инструментам, однако интерес этот не столь широк, как хотелось бы. Для народников музыку пишут все еще немногие. В учебных планах композиторских факультетов отсутствует сочинение музыки для народных инструментов. Единичные случаи такого сочинения происходят на фанатично-самодеятельных началах, хотя это необходимо поставить на системную основу.
Есть и еще препятствие для полноценного развития исполнительства на народных инструментах: не в каждом вузе учебная программа народников соответствует высокому профессиональному уровню. Можно сказать, что происходит выхолащивание базового образования. И многие эксперименты, имеющие негативные последствия, связаны с протекающей реформой образования. Я считаю, что оркестр, сольфеджио, гармония – совершенно необходимые дисциплины. И они должны присутствовать во всех учебных планах вузов.
Народные инструменты не популяризируются, и это также препятствие на пути развития народной исполнительской культуры. Поддержание национальной культуры – залог сохранения индивидуальности государства. У нас нет возможности часто слушать народную музыку, мы выключены из контекста народной культуры. Дети, живущие в городах, не знают об укладе жизни в деревнях, а многие даже ни разу не видели народного костюма!
- Несмотря на противоречивое положение, народное отделение все же пользуется спросом?
- Контингент учащихся, особенно в музыкальных школах, очень пестрый. Сейчас наметилась такая тенденция, что на народные инструменты поступают либо те, кого больше некуда пристроить, либо совсем одержимые своей специальностью люди. Наша задача – дать им всем хорошее образование. Пусть не все из них станут известными музыкантами, но прочное базовое образование - это хороший задел на будущее. Порой педагог, не достигший исполнительских высот, но знающий, как играть, может научить не хуже, а в чем-то даже и лучше концертирующего педагога. Примеров тому множество. Такие педагоги в состоянии воспитать в своих учениках любовь к инструменту. В любом случае увеличение количества профессионалов в сфере народного инструментального исполнительства послужит благодатной почвой для массового распространения народной музыкальной культуры.
Поделиться: