Первая беседа с директором Государственного чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон» состоялась в мае прошлого года и была посвящена репертуарной политике (см.: «Играем с начала», 2015, № 5). По словам Виктора Цвигуна, за последние годы в творческой жизни ансамбля произошли существенные изменения: «Мы стали больше ориентироваться на зрителя нашей страны. Существует много национальных коллективов, созданных малочисленными коренными народами Крайнего Севера, поэтому, чтобы сохранить природное начало нашего ансамбля и в то же самое время сделать его современным, нам постоянно необходим свежий взгляд».
НОВШЕСТВО: ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
По признанию самих артистов, работать в режиме налаженного диалога с публикой гораздо легче и приятнее. Как художественно-педагогический метод театрализация состоит в показе, оживлении фактов, благодаря чему фольклорная составляющая становится понятна и в центральных регионах страны, куда особенно важно донести понимание культуры коренных жителей Чукотки. Большинство чукотско-эксимосских песен и танцев связано с северной природой, с животными, которые веками живут бок о бок с людьми. «Эргырон» (в переводе с чукотского – «Рассвет»), в зависимости от интересов зрителя и региона, умело трансформирует фольклорное исполнение: народные постановки дополняются современной музыкой, сохраняя элементы национального пения, а традиционные танцы становятся более экспрессивными.
Помимо разнообразных по стилю и сюжету концертных номеров, в репертуаре ансамбля есть и сюжетные спектакли, основанные на реальных событиях. К 70-летию Великой Победы была предложена программа, основанная на исторических фактах участия народов Чукотки в борьбе с гитлеровцами. «Сценарий спектакля был написан со слов наших старожилов. Эти страдания и боль отразились в танцах и песнях тех лет, через которые мы постарались отразить всю трагедию народа, – говорит Виктор Павлович. – Для нашего региона это необычный спектакль, к примеру, этнографические коллективы редко берутся за военно-патриотическое направление». Премьера «Каквыт» состоялась в Приморье на фестивале «Салют Победы», и за два года спектакль был представлен более двадцати раз, прокатившись по Дальнему Востоку.
Среди хроникальных постановок «Эргырона» общественностью отмечены и «Ожившие воспоминания», которые были поставлены специально к 85-й годовщине Чукотского автономного округа. Был восстановлен первоначальный вид множества танцев и песен прошлого столетия. Благодаря фигуре рассказчика, который к тому же объясняет элементы постановки и доносит главную мысль, получилась история, понятная любому зрителю. Программу высоко оценила Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Виктор Павлович Цвигун рассказывает об одном из спектаклей и перспективах ансамбля:
– Название «Прикосновение к прошлому» появилось в нашей афише благодаря финансовой поддержке губернатора округа Романа Копина. Автором идеи спектакля на основе сказок и легенд чукотского народа стал В.П. Кевкей. Мы называем эту постановку музыкальной феерией и вообще очень гордимся этой работой, ведь создали спектакль под ключ самостоятельно, не привлекая именитых режиссеров. Музыку написал наш музыкальный руководитель, танцы поставили артисты ансамбля; все роли играли артисты балета и артисты-вокалисты. После премьеры они поделились со мной тем, что не ожидали, что получится воплотить сценарий настолько красиво. К сожалению, «Прикосновение к прошлому» мы не успели заявить на участие в «Золотой Маске», но приятно, что Экспертный совет очень тепло отозвался о постановке. В ансамбле ее называют «серьезным толчком» к развитию собственных возможностей в работе с уникальным материалом, и именно в этом направлении мы намерены развиваться.
Сейчас трое артистов проходят обучение в Хабаровском институте культуры, и через пару лет, когда Юлия Тимонина, Егор Тынарали и Лилия Омрытагина завершат обучение, у нас будут свои постановщики и режиссер. Проблема кадров беспокоит творческие коллективы всей страны, но, конечно, особенно остро она ощущается среди национальных ансамблей малых народностей. Учебных заведений, которые готовят артистов для коллективов коренных народностей Севера, практически нет. Наши институты и колледжи обучают студентов по программе классического танца с небольшими народными элементами, а у нас работа, мягко говоря, другая. Мы для себя нашли решение этой проблемы – набираем с опытом работы в самодеятельных коллективах и уже на практике выращиваем под себя, делая ставку на детей из глубинки. Таких доморощенных артистов у нас много, некоторые уже несколько лет работают, это ребята без специального образования, но бесспорно талантливые и высококлассные.
ДОСТОЙНАЯ СМЕНА
«Эргырон» заботится о своем будущем. Директор ансамбля и сам пришел из школьной среды и прекрасно понимает, что воспитание детей – это мощный толчок к развитию коллектива в целом. Поэтому с 2013 года ежегодно проводится набор в Группу преемственности при ансамбле, где детей обучают вокалу и хореографии, рассказывают о чукотско-эскимосских ритуалах, обычаях, при этом стараясь не загонять образовательный процесс в строгие рамки. Занятия проходят и в свободной форме: когда есть время, ребята наблюдают за работой артистов, бывают на общих репетициях. Сейчас группу посещают порядка 20 детей, которых воспитывают именно как полноправных членов ансамбля. Омоложение коллектива – важный фактор. Еще четыре года назад его средний возраст составлял порядка 37 лет, а сегодня уже около 30. Благодаря Группе преемственности через несколько лет ансамбль «помолодеет» еще больше, жаль только, что в ней мало мальчишек – ребят традиционно ведут на секции бокса или борьбы, а не в театральную студию. Воспитанники из первого набора (2013 года) уже работают наравне со взрослыми коллегами, участвуют в постановках, которые «Эргырон» представляет в родном Анадыре. В некоторых номерах дети даже заняты в главных ролях, и пусть иногда выступают не слишком умело, но с огромным желанием, вызывая неизменный восторг зрителей.
ЭПИЛОГ
Ранее «Эргырон» постоянно участвовал в различных мировых фестивалях, посетил более 70 стран. Сейчас фестивальные поездки стали менее актуальны. Не потому что их нет – есть, и ансамбль приглашают, но, чтобы попасть в Европу, необходимо сначала добраться до Москвы, что затруднительно с финансовой стороны. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, Магадан, Биробиджан, Петропавловск-Камчатский, многочисленные села и поселки Дальнего Востока – такова нынешняя гастрольная карта. С программой «Праздник Солнца» за прошедший год выступили около пятидесяти раз.
…Своим примером «Эргырон» ежедневно доказывает, что успех не зависит от близости к центру или большого бюджета. Сохранение и развитие национальной культуры – в руках упорных и преданных делу.
Поделиться: