Top.Mail.Ru
АРХИВ
28.02.2015
ОТ ДАКЕНА ДО УЭББЕРА
В петербургском римско-католическом храме Святого Станислава прошел Первый органный рождественский фестиваль Adeste fideles

Петербург по праву является одним из центров возрождения органной культуры в России. Наряду с концертами в Большом зале филармонии, Капелле им. Глинки, концертных залах консерватории и Мариинского театра, где органные вечера пользуются заслуженной популярностью, все больший интерес вызывают концерты в храмах. Звучание органа в церковном пространстве, обладающем особой энергетикой, создает удивительный эмоциональный контакт между исполнителем и залом. Одним из активно развивающихся в последнее время «органных мест» Петербурга стал римско-католический храм Святого Станислава в историческом районе Коломны. Идея организовать в нем органный фестиваль принадлежала двум молодым органисткам, выпускницам Санкт-Петербургской консерватории и Санкт-Петербургского университета, лауреатам международных конкурсов Марии Лебедевой и Екатерине Маришкиной, благодаря которым в храме в течение всего сезона проходят регулярные органные концерты. Очень ценно и непосредственное участие в музыкальной жизни прихода его настоятеля, священника Кшиштофа Пожарского, воистину энтузиаста органной музыки.

Петербургская публика необычайно тепло принимала все фестивальные концерты. Полный зал костела стал лучшим свидетельством живого интереса к органной жизни Северной столицы и доказательством высокого уровня фестивальных программ.

25 декабря на первом концерте мощным аккордом прозвучало выступление хоровых коллективов и солистов из числа воспитанников, преподавателей и выпускников одной из старейших музыкальных школ Петербурга – Охтинского центра эстетического воспитания. Фестиваль открылся сочинением Зигфрида Карг-Эллерта «Nun danket alle Gott». Технически безупречное и необычайно яркое исполнение органистки Марии Лебедевой с первых же тактов задало тон всему концерту, вызвав продолжительные аплодисменты. Со вкусом подобранная программа из сочинений барокко, романтизма, современной музыки, а также чередование хоровых произведений с сольными органными придали концерту разнообразие. Приятно поразила премьера органной фантазии «Рождество» молодого петербургского композитора Евгения Васильева, сочинения, написанного с ясным пониманием возможностей инструмента и погружающего в радостный мир светлого христианского праздника.

Вращающаяся вокруг рождественской темы программа фестиваля охватила самые разные жанры и эпохи. Молодая петербургская органистка и композитор Елизавета Панченко назвала свой концерт «Рождественское рондо», пройдясь по кругу, в котором объединились ноэли (жанр французской рождественской паралитургической музыки) Луи-Клода Дакена и рождественские хоральные прелюдии И.С. Баха.

Сольные органные программы, в которых позвучали разноплановые, но сплоченные общей идеей сочинения Баха, Тундера, Мендельсона, Вьерна, Регера и Таривердиева, представили петербургские органистки Елена Антипина и Анна Алексеева. Запомнилось яркое выступление «Санкт-Петербургского концертного дуэта», объединяющего заслуженного артиста России скрипача Марка Таубе и лауреата международных конкурсов органистку Екатерину Маришкину, с программой широчайшего диапазона – от версетов М. Блатчли до сонаты нашего современника Георгия Портнова.

Московские гости фестиваля – вокалист Александр Водопьянов и органистка Татьяна Андрианова продемонстрировали совсем иной подход к рождественской теме, представив его светскую ипостась в музыкально-литературном действии «Музыка светского Рождества».

Не забыли организаторы фестиваля и о самых маленьких. Известный петербургский просветитель и органист Александр Цветков рассказал и показал детишкам, как функционирует «король инструментов». Наряду с всемирно известными прозвучали и редко исполняемые органные опусы, и интересные транскрипции сочинений Малера, Вилла-Лобоса и др. Так, в программе органно-вокального вечера «Этот голос, в ночи звенящий» в исполнении талантливой молодой вокалистки Александры Зарянкиной прозвучало сочинение Э.Л. Уэббера «Pie Jesu. Think of me. Memory», а Екатерина Маришкина представила петербургскую премьеру латвийского композитора Люции Гаруты «Медитация».

Бурные аплодисменты и самые искренние слова благодарности исполнителям после концертов – лучшее доказательство того, что первый органный форум в костеле Святого Станислава увенчался успехом. 

Поделиться:

Наверх