- Елена Александровна, какое из профессиональных ответвлений является доминирующим в вашей деятельности?
- Наиболее обширной является деятельность педагогическая. На протяжении своей жизни я работала и в музыкальных классах, и в разных музыкальных школах, и в школе искусств. Сейчас основным рабочим местом для меня является МГИМ им. Шнитке. Из всего спектра теоретических дисциплин, которые я преподавала, остановилась на народном творчестве. Это основная дисциплина, которую я веду в нашем вузе и колледже, руковожу также дипломными и магистерскими работами, рецензирую курсовые.
Педагогическая деятельность хороша тем, что на ней постоянно растешь в профессиональном плане. От студентов нельзя отставать, нужно идти в ногу и с информационным полем, и с новыми техническими возможностями, и с коммуникативными особенностями современного человека. Моя задача – воспитать у студентов патриотизм, научить их понимать, что именно из народного искусства выросло элитарное, а не наоборот. Преподавание в вузе и колледже это также очень хорошая база для выращивания единомышленников, кадров, с которыми впоследствии я работаю на сцене.
Вторая по важности область моей деятельности – сценическая. Я выхожу на сцену в качестве лектора-музыковеда - и академического, и фольклорного. Так как в Московской филармонии академических лекторов большое количество, а фольклорных просто нет, я заняла эту нишу и фольклорных мероприятий провожу заметно больше.
Другая отрасль фольклорной деятельности, которая для меня является очень важной, – научно-поисковая. Должность заведующей отделом музыкального и хореографического фольклора в Государственном республиканском центре русского фольклора дает мне возможность для активной научной и методической работы. Это постоянные конференции, конгрессы. Центр выпускает периодические издания – журналы «Народное творчество» и «Живая старина», научный альманах «Традиционная культура», где я публиковалась и публикуюсь. Спектр моих исследований довольно широк. Это и инструментальная музыка, и проблемы, связанные с этнопедагогикой, с преподаванием этномузыкологии на разных уровнях. Я регулярно веду курсы повышения квалификации в разных структурах и разных городах России, часто путешествию по стране с разными миссиями. Очень люблю экспедиционную работу, которой занимаюсь десятилетия, начав еще со второго курса музыкального училища. Сейчас участвую в экспедициях и как руководитель фольклорной практики, мы со студентами находим очень много интересного материала.
- Как получилось, что вы стали заниматься именно фольклором, кто привил вам любовь к народной культуре?
- Первый фактор выбора профессии это, вероятно, фактор генетический. Приблизительно с 5-6 лет я жила в летнее и зимнее время у бабушки и дедушки в деревне Черниченка Владимирской области, где имела возможность сопереживать деревенской жизни - наблюдала обряды свадьбы, похорон, помню, как моя бабушка причитала по безвременно умершему младшему сыну. Я воспринимала все это из первых уст. В детстве мы и колядовали, играли в «Колечко». Естественно, меня интересовали всевозможные истории о ведьмах и колдунах, все мифологемы, которые бытовали в деревне.
На меня очень повлияла моя преподаватель по композиции Татьяна Николаевна Родионова. Первые задания были гармонизовать некоторые песни из сборника Римского-Корсакова «100 русских народных песен». Позже я стала писать сочинения в разных стилях, но песен в русском народном духе у меня было больше всего. Уже со времен музыкальной школы я занималась с учениками, в частности с учениками Татьяны Николаевны, мне было важно привить им интерес к неквадратной структуре, переменным размерам, к разным диатоническим русским ладам.
Когда я поступила в училище им. Октябрьской революции, то попала к Нонне Федоровне Фаризовой. Она возила нас в первую экспедицию – в село Новоспасское, на родину Глинки, где мы, девчонки, за неделю собрали 100 песен. Мы впитали народный дух. Чтобы нам кто-нибудь спел песни, приходилось в прямом смысле пилить дрова. Бедность была страшная: вторая половина XX века, а в домах - земляные полы и деревянные настилы. Но при всем неблагополучии быта народ сохранял потрясающей красоты песни. Осознание этого само по себе стало очень ярким впечатлением. Позже Нонна Федоровна отправила нас курировать фольклорные коллективы. Тогда существовала песенная комиссия при Союзе композиторов, и там я впервые увидела на сцене Вячеслава Михайловича Щурова, к которому впоследствии попала в класс в Московской консерватории. Дальнейшее развитие в области фольклорной подготовки проходило уже под его началом.
В 1987 году мне предложили поработать в училище им. Октябрьской революции (сейчас колледж МГИМ им. Шнитке), где я работаю до сих пор. С момента открытия МГИМ им. Шнитке преподаю и в вузе. Я считаю, что предмет свой выбрала абсолютно правильно. Он наиболее соответствует моему характеру и менталитету.
- Как вы можете оценить состояние этнопедагогики на данный момент?
- В глубинке сейчас дела с этнопедагогикой даже лучше, чем в центре. Два года назад состоялся очень важный конкурс обучающих программ по народному творчеству. Он проходил в Академии переподготовки работников искусств, культуры и туризма, и на нем было представлено 23 программы. Меня пригласили в качестве члена жюри, и мне удалось очень подробно с этими программами ознакомиться. Я открыла для себя много нового. Например, в Кемерове, в Петрозаводске дети музыкальной школы поют песни своего региона, а зачет идут сдавать не преподавателям и завучам, а носителям традиции – бабушкам, которые все это слушают и затем оценивают и устно, а не по книжкам, объясняют детям, что у них не так в звукоизвлечении и звуковедении.
Впрочем, в Москве тоже все очень неплохо. Есть ряд фольклорных коллективов, есть много студий, в которых преподают фольклор, в том числе и мои студенты организовали детские коллективы, что очень приятно. Они продолжают дело этнопедагогики.
- Вы ведь работали в музыкальной школе как этнопедагог?
- Я стояла у истоков этого движения. Когда я пришла в школу им. Дунаевского, методкабинет заказал мне программу по народному творчеству. За эту программу потом так зацепились, что я объехала с ней полстраны, вела мастер-классы. И сейчас во многих городах занимаются по моей программе. Сначала предмет в музыкальной школе был одногодичный, в некоторых школах двухгодичный. В школе им. Дунаевского я работала по двухгодичному, а в школе им. Шапорина, где я основала и возглавляла на протяжении семи лет фольклорный отдел, - уже по своему же семилетнему курсу.
- Кто такой современный фольклорист?
- Современный фольклорист это человек, который должен при практически полном отсутствии средств суметь добыть золото. Он не должен зацикливаться на чем-то сугубо материальном, но при этом обязан быть оснащенным современной техникой: камера, диктофон, фотоаппарат, а теперь - ноутбук, флэш-карты. Как говорят еще, фольклорист должен быть «ушлым». Бывают ситуации, когда не можешь вынуть фотоаппарат, и тогда ты должен успеть незаметно снять нечто нужное тебе на мобильный телефон.
Важное качество для исследователя народной культуры – коммуникабельность. Ему нужно со всеми ладить, уметь договариваться. Фольклористу необходимо быть ситуативным человеком. Бывают случаи, когда надо настроить исполнителям инструменты, подпеть второй голос. Настоящие фольклористы, как правило, хорошие психологи: фольклорист должен уметь объединять людей на почве общих воспоминаний, как музыкальных, так и любых других, он также должен уметь «омолаживать» пожилых исполнителей, чтобы они смогли вспомнить времена своей молодости.
- Скажите, а что можно найти в деревнях сегодня, когда они, по сути, в тяжелом упадке? Каковы ваши прогнозы по поводу поисковой работы в будущем?
- Найти еще можно очень много. В этом году в селе Леденгском Павинского района Костромской области нашелся человек, который рассказал мне о лесоповале и лесосплаве, это удивительно. Записали там же феноменальные частушки «под язык». Мы ездили с известным этнохореографом Алексеем Ивановичем Шилиным, с ним обнаружили четыре танцевальных коллектива в двух районах.
Теперь по поводу прогнозов. Конечно, того архаического законсервированного музыкального фольклора, который существовал еще даже большую часть XX века, уже почти не существует. Поэтому сейчас надо снимать тот пласт, который имеется. Я считаю, что народная музыка была, есть и будет, просто в разных видах. Когда-то не было былин, а потом они появились, когда-то не было лирических протяжных песен – и они появились тоже. Процесс возникновения и «стирания» жанров вполне нормален и логичен. Сейчас много новых жанров – тосты, анекдоты, записки в автолайнах. Я не сомневаюсь в том, что и в музыкальном фольклоре идет определенное развитие. Вот если сейчас, например, взять и убрать все телевизоры, чтобы человек не тратил безумное время на просмотр инородного продукта, а у него был бы свой досуг, - картина оказалась бы более приятной. Когда человек вступает в некие социальные отношения, он, так или иначе, соприкасается с областью фольклора. Да, золотой век русского фольклора, вероятно, уже прошел. Но после золотого века наступает серебряный.
- Тема вашей кандидатской диссертации – «Музыка русского народного календаря в контексте традиционных национальных верований»: вы продолжаете ее развивать?
- Да, это меня интересует и как этнолога, и просто как человека. Древние русские верования проявляют себя на разных уровнях. Не только на уровне музыкального фольклора, но и на уровне поведения и деятельности людей. На ближайшей конференции я буду рассказывать о бабушке Дарье - ясновидящей, целительнице, и об одном травнике. Для себя и для научного сообщества мне предстоит выяснить, что мы можем отнести к научным знаниям о народе, а что является магическими практиками. Это и является продолжением моих диссертационных исследований.
- Расскажите о вашем абонементе «Древняя Русь» в Московской филармонии?
- «Древняя Русь» - это концертный цикл для детей, но на деле его посещает публика разного возраста: и молодежь, и пожилые люди. Все интересующиеся русской народной культурой. Очень жаль, что для регулярных фольклорных концертов мы смогли найти только крохотный зал на 90 мест - это Камерный зал филармонии. Но такая ситуация типична для нашей страны. Для любых заезжих звезд всегда можно организовать огромный зал, только не для собственных фольклорных коллективов, и это огорчает. Фольклор вообще занимает очень неприятное положение, особенно собственно русский фольклор. Сейчас в программы готовы включать музыку народов СНГ, без конца говорят о толерантности, но как только дело доходит до исконно русской музыки, поднимается стоимость аренды зала (арендовать приходится даже микрофоны внутри зала). В какой-то степени и я сейчас приняла пропагандирующую культурную толерантность позицию. В этом сезоне в концерты «Древней Руси» начала включать номера разных народов России, стараясь добавить в каждый свой концерт по одному «гостевому» номеру: это, например, мордовский ансамбль, исполнительница из Калмыкии. Тем не менее, нельзя забывать, что 80 процентов населения России – русский народ, и Россия имеет право на представление своего собственного искусства в более широких масштабах.
Хотя «Древняя Русь» - абонемент на народной основе, ни один собственно народный исполнитель еще не выступал на наших концертах. (Денег на это нет.) Работают у нас разные коллективы, но каждый сезон обязательно участвует мой «Ключ». На сцену выходят серьезные, состоявшиеся музыканты, но чаще всего молодые. Из мэтров в концертах принимали участие Вячеслав Михайлович Щуров, Александр Александрович Козырев со своим коллективом, в этом году поучаствует Алексей Иванович Шилин со студентами МГУКИ. Я активно привлекаю и малоизвестных музыкантов, мастеров музыкальных инструментов, а также дочерние коллективы моих коллег из ДМШ им. Аренского и ДМШ им. Свиридова.
Тематика концертов разная: «Календарь», «Игры да игрушки», «Масленица», «О колоколах и колокольчиках» и многое другое. Я стараюсь пояснить публике разные стороны народной жизни, причем все предметы, используемые на сцене, настоящие – прялки, крынки, игрушки. Это необходимо для погружения в действо. В каждом концерте обязательно есть интерактив. Дети отгадывают загадки, водят хороводы, играют в игры. У наших концертов очень большой информативный фон.
- Елена Александровна, что сейчас делается для того, чтобы сохранить старинный пласт народной культуры?
- Процессы, которые происходят, скорее негативны, чем позитивны. Карта бывшего Советского Союза сейчас поделена на лоскутки разными фольклорными организациями - музыковеды ведут едва ли не борьбу за «обладание» той или иной территорией. Бывает, приезжаешь в деревню к исполнителю, а он говорит: «Дочка, я тебе петь не буду, ко мне вчера приезжали из другого города». Без единой координации, которую отчасти осуществляет наш центр (ГРЦРФ), без определенной договоренности между учеными серьезных успехов добиться трудно.
Мы сейчас переживаем время кризиса. Людей, которые помнили те традиции, что всеми силами в прошлом веке искоренялись, уже очень мало. Но в другие исторические эпохи подобные кризисы тоже были. Алексей Михайлович Тишайший в 1648 году тоже запретил колядки. Но как тогда колядовали по дворам, так и сейчас колядуют. Чтобы нам сохранить то, что еще возможно сохранить, исследователи должны понимать лежащую на них ответственность.
Назад не вернешься, нельзя полностью сохранить древность. Но можно передать материал дальше и смотреть, как фольклор трансформируется. Народную культуру нужно возвращать любыми методами, возможно, порой поступившись чем-то рафинированно архаическим. Мой абонемент «Древняя Русь» служит именно этой цели - возвращению людям народных традиций*.
* * *
Нынешней осенью мне довелось побывать на открытии абонемента «Древняя Русь». И это то впечатление, которым непременно хочется поделиться, а концерт рекомендовать как образец для подражания всем, кто популяризирует народную культуру.
«Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай». Без сомнения, каждый зритель, пришедший в Камерный зал Московской филармонии, знал эти слова детской игры, в которую играют на именинах. А что такое каравай? А как его делают? Как надо трудиться целое лето, чтобы он, круглый и румяный, появился на именинном столе? Об этом в течение концерта Елена Зайцева с помощью фольклорного ансамбля «Ключ» и юных музыкантов рассказывала маленьким слушателям и их родителям. Впрочем, это был не просто рассказ, а реконструкция обрядов жатвы и сбора урожая, выпекания хлеба.
Рояль на сцене замаскирован под стол. На столе серп, ржаной сноп, каравай. Елена Зайцева в ярком народном костюме, рассказывая о значении слова «каравай» простым, понятным ребенку языком, сразу приковывает внимание публики и подключает ее к действию, задавая несложные вопросы. Рассказы ведущей и разыгрывание сцен народной жизни перемежаются с музыкальными номерами. После описания вспахивания нивы на сцену вышла певица Ольга Масальская с песней Смоленской области «В поле пшеница», она же исполнила задорную песню «Дуня-тонкопряха», «Мой муженька-работеженька» и многие другие. С неменьшим вниманием зрители наблюдали за детьми-музыкантами – девочки из ансамбля «Маков цвет» показали, как на Руси ходили в лес по ягоды и грибы: весело, с песнями да ауканьями, чтобы не потеряться.
Особенно заворожила «Сказка о вершках и корешках», рассказанная в лицах и под балалайку Андреем Габовым, участником ансамбля «Ключ». Очень правдоподобно и остроумно Андрей изображал ревущего ленивого медведя и хитрого, слегка задиристого мужика. Музыка служила важным изобразительным средством. Позже во время исполнения Андреем «Барыни» детям пришлось «помочь ему вспомнить, как держать балалайку». Когда он, наконец, взял балалайку правильно, зал огласился громкими криками «ура!» Еще одну сказку - «Курочка Ряба» - рассказала под аккомпанемент гуслей дочь Елены Зайцевой Даша, также заслужившая овации.
Успели дети побывать не только на ниве и в лесу, но и на берегу реки, где «парни с девками гуляют, да песни развеселые поют». Одну из таких песен - «Я по бережку похаживала» - исполнила Екатерина Назарова, студентка колледжа им. Ипполитова-Иванова. Самой маленькой гостье «Каравая» Лизе удалось стать участницей обряда, распространенного во Владимирской области, - «Вождение колоска». «Для того чтобы на ниве колос был крупный, высокий, люди водили хоровод». Лиза при поддержке Елены Александровны под пение «Пошел колос по ниве, по белой пшенице» прошлась по рукам шести сильных мужчин из зала.
Второе отделение было почти полностью посвящено жатве. Елена Зайцева и Ольга Масальская под песню «Ой, чье ж это поле» разыграли сбор урожая. Обряд «Толока», или «Помочи», заключающийся в безвозмездной помощи соседу, тоже не остался без внимания. Женщины помогли нерадивому балалаечнику, который провел лето в пении песен «для девок» собрать и его урожай.
Публика познакомилась не только с русскими традициями. Елена Александровна рассказала о мордовском празднестве «Девичий дом». После праздника Покрова откупали девицы избу, собирались на краю деревни, еду готовили, питье пряное, в игры играли да на традиционных народных инструментах играли. Показала мордовские инструменты и поиграла на них этномузыковед и исполнитель Лариса Зыбкина. Дети послушали наигрыши на мордовской волынке, двойном кларнете, мордовской тростниковой дудочке и узнали, из чего эти инструменты делают и в какие праздники используют.
Какое детское мероприятие обходится без загадок? Во время «приготовления» каравая Елена Зайцева и Ольга Масальская загадывали детям названия ингредиентов, и с этим заданием малыши прекрасно справились. Кульминация праздника пришлась на конец концерта. Ребята поиграли в «Каравай» и угостились традиционным хлебом.
Концерты абонемента «Древняя Русь» посещают, в основном, дети дошкольного и младшего школьного возраста, и им совсем несложно высиживать довольно длинную программу: они увлечены. Здорово, что Елене Александровне Зайцевой удается прививать любовь к народной культуре столь юной аудитории!
___________
*У Е.А. Зайцевой есть свой сайт www.elenazaytseva.name, на котором можно ознакомиться с исследовательскими работами, афишей мероприятий, посмотреть видео с концертов и телепередачи с ее участием.
Поделиться: