Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.08.2016
УВЕРТЮРА К НОВОЙ БИОГРАФИИ
В Вологде произошло событие, которое нельзя обойти вниманием: в зале филармонии состоялась мировая премьера Увертюры для двух фортепиано в восемь рук F-dur Л.-В. Теппера де Фергюсона

Нечасто в областных городах с эстрады звучат композиции из архивов крупнейших библиотек. Пианисты играли по факсимиле рукописных нот, полученных из Российской национальной библиотеки, и этот факт, заранее известный, подогревал интерес к концерту. Осуществить историческую премьеру взялись два ансамбля: фортепианный «ПетРо Дуэт» (Анастасия Рогалёва–Дмитрий Петров) и Family Piano Duo (Людмила Андреева – Евгения Сивкова).

Автор сочинения – Людвиг-Вильгельм Теппер де (фон) Фергюсон (1768–1838) – одна из самых загадочных фигур в истории российской музыкальной культуры. До недавнего времени об этом композиторе было известно совсем немного, а даты рождения и смерти указывались неточные. Даже в современных монографиях, посвященных видным деятелям пушкинской эпохи, Фергюсона называют «ничем не примечательным учителем музыки, оставившим благодаря песне [«Прощальная песнь воспитанников Царкосельского лицея» на стихи А. Дельвига – Л. О.] свой след в истории русской культуры». Но почему Фергюсону поставили столь несправедливую оценку? Думается, сказалось отсутствие информации о нем на русском языке. Многое проясняют переведенные О.А. Байрд (Яценко) на русский язык и изданные мемуары Фергюсона (Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон. Моя история. М. – СПб, 2013).

Фергюсона можно отнести к плеяде европейских виртуозов, которые бывали с гастролями в России в конце XVIII – первой трети XIX века: И. Г. В. Пальшау, И. В. Гесслеру, К. А. Габлеру, А. Эберлю, Д. Штейбельту, Дж. Фильду, И. Н. Гуммелю. И пусть Фергюсон не был, в отличие от Фильда, звездой концертных залов и тем более не мог конкурировать с Гесслером по рекордному количеству изданных в России сочинений, он все же внес свой вклад в развитие русского исполнительского искусства.

Музыкальный талант Людвига-Вильгельма проявился рано. Он родился в Варшаве в богатой семье придворного банкира. Его называли «музыкальным чудом». Музыку ему преподавала Элеонора Церниц, в прошлом ученица К.Ф.Э. Баха. Жизнь Фергюсона до определенного момента была похожа на сказку: приемы и концерты в роскошном дворце родителей на Медовой улице в Варшаве, учеба в Штутгартской военной академии, в Страсбургском университете, защита диссертации и дипломатическая работа в Испании и Германии. Но однажды в дом пришла беда: в большой семье Тепперов нашелся тот, кто покусился на ее богатство и сыграл решающую роль в разорении, – им оказался муж одной из сестер Людвига-Вильгельма. Трагическое семейное происшествие совпало с Великой французской революцией и разделом Польши. Фергюсон стал очевидцем эпохи террора. Измотанный потрясениями, он мечтал о надежной гавани. Наконец, после долгих скитаний оказался в России, где обрел вторую родину и получил признание.

Фергюсон появился в Петербурге осенью 1797 года – без денег, но с надеждой устроиться. Он был самокритичен, чтобы сразу объявить себя «сочинителем», однако решился все же на публикацию своих сонат по подписке. Рискованное предприятие имело успех: среди подписчиков оказалась вся императорская семья, и через некоторое время композитора пригласили обучать музыке дочерей императора Павла I. Старания учителя щедро вознаграждались – за каждую высокопоставленную особу он получал по тысяче рублей. Во времена правления Александра I его ученицей стала императрица Елизавета Алексеевна, супруге великого князя Константина Павловича Анне Федоровне он посвятил четырехручную Сонату D-dur ор. 18 (Allegro con brio – Allegretto), написанную в духе увертюр Россини и Шуберта.

Фергюсон очень серьезно относился к своим обязанностям, отдавая ученикам, как он говорил, «всего себя». Их у него было немало, и он дорожил каждым, – даже когда взял в жены дочь столичного финансиста Жанну Генриетту Северину с приданым в 100 тысяч рублей, продолжал давать уроки. Он обожал учить.

В 1800 году Теппер занял пост придворного капельмейстера, двумя годами позже стал членом Петербургского филармонического общества, с 1816-го начал преподавать пение и чтение нот с листа в Императорском Царскосельском лицее. Супруга Фергюсона купила в Царском Селе «милый домик» и оформила на его имя. Дом «старика Теппера» стал центром притяжения лицеистов – здесь они читали стихи, разыгрывали пьесы, устраивали чаепития. А сам хозяин играл для них музыку К.Ф.Э. Баха, Моцарта, Гайдна и Бортнянского, рассказывал о встречах с Шиллером и Бетховеном.

До недавнего времени в доме Фергюсона в г. Пушкино по адресу Средняя улица, 4/2, литера «А», располагался городской ЗАГС. После реставрации исторический памятник «Дом Теппера де Фергюсона» вместе с сохранившейся мебелью отдан  государственному учреждению «Царскосельский камерный хор» («Петербургские серенады»). Здесь проводятся концерты. Не исключено, что в скором времени мы услышим на одном из вечеров восьмиручную увертюру, написанную бывшим хозяина дома…

Картина Софи Шерадам

Поделиться:

Наверх