Top.Mail.Ru
АРХИВ
12.05.2012
ОПЫТ ЕКАТЕРИНБУРГА

Муниципальную модель системы непрерывного художественного образования представила на форуме Т.Е. Воинкова - главный специалист по художественному образованию Управления культуры администрации города Екатеринбурга.

В Екатеринбурге сложилась уникальная муниципальная система непрерывного художественного образования, обеспечивающая подготовку детей от 3 до 16 лет в сфере культуры и искусства. Эта система представлена учреждениями дошкольного, среднего общего (гимназия «Арт-этюд»), дополнительного (ДШИ) и высшего профессионального образования (Екатеринбургская академия современного искусства). Кроме муниципальных образовательных учреждений культуры в эту систему встроены и федеральные и областные учреждения среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства.
Развитие содержания образования, внедрение инновационных технологий в системе художественного образования обеспечивает Екатеринбургское методическое объединение преподавателей и концертмейстеров, сформированное из 28 секций по всем направлениям деятельности ДШИ и реализуемым в них 11 образовательным программам.
Принципиальное значение для развития системы городских ДШИ имеет муниципальная программа развития образовательных учреждений культуры «Талантливые дети – талантливый город». Она разработана на основе собственного, муниципального, практического опыта. Положительные результаты реализации программы в 2007 - 2011 годах подтвердили ее актуальность, эффективность и адекватность.
Одна из основных целей системы художественного образования детей – раннее выявление, поддержка и продвижение одаренных детей и подростков – достигается благодаря эффективной системе конкурсно-фестивальной деятельности. Более 20 конкурсов и фестивалей разного уровня проходят ежегодно в Екатеринбурге. В структуре форума – общегородские мероприятия (обеспечивающие развитие системы художественного образования), мероприятия категории «Премиум» (международные, всероссийские, региональные, открытые мероприятия), категории «А» (городские конкурсы и фестивали), категории «Б» (конкурсные прослушивания, академические концерты и др.). Разведение мероприятий по категориям позволяет обеспечить участие максимального количества школ, преподавателей и учащихся в зависимости от уровня подготовки и возможностей. По итогам конкурсно-фестивального движения на гала-концерте форума, который проводится в конце учебного года, определяются пять школ-победителей, которые отмечаются сертификатами на право проведения мероприятия на самых престижных концертно-выставочных и театральных площадках города за счет средств Управления культуры.
В 2007 году в Екатеринбурге был создан детско-юношеский эстрадно-симфонический оркестр – учебный и концертирующий коллектив, в котором созданы все условия для профессионального становления талантливых учащихся ДШИ. Получили свое развитие новые для системы художественного образования Екатеринбурга проекты, например: «Моя карьера – творчество: ранняя профессиональная ориентация и довузовская подготовка в сфере культуры и искусства»; «Волшебная сила искусства: екатеринбургский абонемент детских школ искусств», а также проект городских художественных школ – передвижная выставка «Разноцветная палитра» и др. Результат совместной деятельности по организации конкурсно-фестивальной и выставочной работы муниципальных образовательных учреждений культуры заключается в формировании устойчивого потребления услуг учреждений культуры города и, как следствие, культуры потребления.
В рамках программы «Талантливые дети – талантливый город» большое значение для сохранения и правильного социального позиционирования художественного образования детей имеет системная и открытая поддержка талантливых детей и мастеров педагогического труда. Глава администрации Екатеринбурга в течение пяти лет вручает именную стипендию для одаренных детей, а также премию «Во славу Екатеринбурга» преподавателям и концертмейстерам ДШИ. Такое отношение становится одним из мотивирующих факторов для продуктивной деятельности педагогов и их учащихся.
В начале 2010/2011 учебного года на базах ДШИ Екатеринбурга была создана инфраструктура из девяти ресурсных центров (по конкретным образовательным программам) для распространения положительного практико-ориентированного опыта, обеспечивающего решение приоритетных направлений в развитии системы художественного образования детей.
Задачами городских ресурсных центров стали:
■ участие в создании сетевой управленческой модели, обеспечивающей повышение ресурсного потенциала образовательного процесса ДШИ и успешность реализации программы “Талантливые дети – талантливый город”;
■ модернизация содержания образовательных программ муниципальных образовательных учреждений культуры;
■ повышение эффективности педагогической и управленческой деятельности в сфере художественного образования детей муниципалитета;
■ расширение реестра форм участия образовательных учреждений культуры в развитии социокультурного пространства Екатеринбурга.
Деятельность образовательных учреждений культуры не замкнута на саму себя: многочисленные выставки, праздничные мероприятия, социально-культурные проекты с общеобразовательными учреждениями, театрами, музеями, центрами культуры включают ДШИ в городское культурное пространство.
Культурные институции Екатеринбурга требуют постоянного притока современных профессионалов, как творческих, так и управленческих кадров.Екатеринбургская академия современного искусства (институт) - муниципальное образовательное учреждение, созданное в 2006 году, - обеспечивает реализацию образовательных программ высшего профессионального образования, осуществляет переподготовку и повышение квалификации кадров для всей сферы культуры и искусства в соответствии со стратегией развития Екатеринбурга.
Важнейший аспект сохранения и развития системы художественного образования детей – это активное продвижение его идей и результатов. Широкое использование мультимедиа-технологий, специализированных информационных продуктов, интернет-ресурсов позволило сделать деятельность ДШИ Екатеринбурга более открытой, доступной и востребованной. Система мониторинга качества художественного образования позволила разработать методику оценки эффективности и результативности деятельности ДШИ с отнесением каждой школы к одной из групп – «Премиум», «Профи» или «Классик». Для оптимизации системы управления, системы учета, отчетности образовательных учреждений культуры проводится ежегодное оформление Паспортов готовности учреждений к новому учебному году, позволяющих отслеживать материально-техническое состояние, нормативно-правовую базу и другие актуальные аспекты, обеспечивающие предоставление качественного дополнительного художественного образования обучающимся ДШИ.
Активная законотворческая деятельность в системе образования на федеральном уровне предопределила необходимость внесения соответствующих изменений в задачи, планируемые результаты и показатели эффективности развития системы художественного образования детей на муниципальном уровне. Для оптимизации деятельности системы и была разработана уже упоминавшаяся, но изменившая статус (она была просто отраслевая до 2011 года, а сейчас – целевая), долгосрочная программа «Талантливые дети – талантливый город» на 2012 – 2014 годы, регламентирующая основные направления стратегического развития муниципальной системы художественного образования. Целью программы является создание качественных условий для сохранения существующих в муниципальной системе художественного образования детей традиций, а также активного внедрения педагогических и социокультурных инноваций, необходимых для обеспечения актуальных потребностей жителей Екатеринбурга в художественно-эстетическом образовании, воспитании и развитии детей и юношества.
Основные задачи программы:
1. Обеспечение доступности художественного образования и создание условий для реализации способностей талантливых детей, достижения ими необходимых компетенций с целью дальнейшей профессионализации в области искусств.
2. Повышение качества художественного образования детей на основе сочетания инновационной, практической и профессионально-ориентирующей направленности обучения.
3. Строительство нового здания для образовательного комплекса «Гимназия «Арт-этюд» как необходимого условия реализации современной модели непрерывного художественного образования.
4. Развитие инфраструктуры системы художественного образования, материально-технической базы ДШИ в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса, в том числе мероприятия по капитальному ремонту ДШИ, расширение и обновление парка музыкальных инструментов, специального оборудования.
5. Повышение эффективности педагогической и управленческой деятельности в сфере художественного образования детей, в том числе создание условий для непрерывного профессионального совершенствования педагогических кадров через вовлечение в проектную, инновационную и научно-исследовательскую деятельность.
6. Расширение участия ДШИ в развитии социокультурного пространства Екатеринбурга и формирование положительного общественного мнения и отношения к художественному образованию и эстетическому воспитанию среди горожан.
Управлением культуры Екатеринбурга сформулирован комплекс факторов, важнейших для системы художественного образования и определяющих стратегию развития ДШИ в среднесрочной перспективе.
Во-первых, за последние годы произошли существенные изменения в российском законодательстве. Эти изменения по-новому регламентируют деятельность учреждений культуры, в том числе дополнительного образования детей: изменилось бюджетное законодательство, введены новая система оплаты труда, новые подходы к финансированию учреждений по результатам их деятельности на основе муниципальных заданий, вводятся новые типы бюджетных учреждений (с 2012 года МБОУК ОУ гимназия «Арт-этюд» становится автономным образовательным учреждением). С 1 сентября 2011 года введен новый стандарт начального общего образования второго поколения, которым предусмотрена особая роль дополнительного образования детей, и т.д.
Во-вторых, современная стратегия развития бюджета города направлена на многоканальное финансирование учреждений, в том числе бюджетной сферы. Поправки, внесенные в закон «Об образовании», создают принципиально новую ситуацию в части государственной поддержки муниципальных ДШИ со стороны государственных органов субъекта Российской Федерации (в нашем случае – Министерства культуры и туризма Свердловской области). Сегодня соответствующие предложения Управлением культуры направлены в министерство. При этом именно статус долгосрочной целевой программы дает возможность в соответствии с порядком формирования и реализации областных государственных целевых программ получить софинансирование со стороны областного бюджета.
В-третьих, существующий комплекс косвенных факторов (отсутствие целевого софинансирования данного направления со стороны федерального бюджета, несоответствие современным требованиям технического обеспечения образовательного процесса и др.) сдерживает расширение реестра форм участия ДШИ в развитии социокультурного пространства муниципалитетов. Необходима активизация так называемой “промоутерской функции” каждого учебного заведения на местах по пропаганде своей деятельности, своих достижений с целью формирования положительного имиджа в обществе и властных структурах. Необходимо сосредоточить усилия на разработке и систематизации убедительной и показательной аргументации в пользу ДШИ, укрепляющей их общественный авторитет, государственную роль и значение. Работать над формированием объединенного банка данных по всем направлениям деятельности ДШИ для их эффективного включения в социальную среду муниципалитета.
В-четвертых, усиливается конкуренция среди учреждений и организаций (в том числе частных), предлагающих услуги в области художественного образования детей. Проблема – в отсутствии четкого позиционирования цели и результатов деятельности такого рода учреждений и организаций. Ситуация существенно может измениться теперь уже в связи с осмыслением нового статуса ДШИ.
И последнее: на сегодняшний день так и не разработаны единые критерии оценки результативности деятельности ДШИ. Министерством культуры России предложены такие показатели, как доля обучающихся, принявших участие в конкурсах, фестивалях и других творческих мероприятиях, доля обучающихся, занявших призовые места на конкурсах и других творческих мероприятиях, доля обучающихся, продолживших обучение по программам среднего и высшего профессионального образования в области культуры и искусства. С точки зрения содержания дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств и их эффективности данные критерии необходимы для определения успешности выполнения муниципального задания. Но сможет ли каждая школа искусств отвечать этим критериям с учетом абсолютно разных условий функционирования? И мы здесь должны не только влиять на ситуацию, а формировать ее!
Муниципальная модель системы непрерывного художественного образования, сложившаяся в Екатеринбурге, демонстрирует, каким образом сегодня можно решать вопросы сохранения и развития образовательных учреждений культуры. Ее методическая проработанность и технологичность дают основания предполагать, что планируемый результат будет достигнут.

Поделиться:

Наверх