Такими серьезными форумами, не заигрывающими с публикой, а предлагающими ей слушать много музыки, собирающими со всего света лучших музыкантов, завораживающих искусством музыкальной беседы – искусством ансамблевой игры, может похвалиться не каждая столица. Впрочем, многие фестивали камерной музыки стремятся сбежать подальше от шума городского, забраться в глубинку разной степени живописности, чтобы не затеряться в «огнях большого города», а дать музыке прозвучать в полной тишине.
В Иерусалиме, городе немаленьком, такой фестиваль живет фактически беззаботно уже двадцать лет, возглавляемый уникальным человеком – пианисткой Еленой Башкировой. Именно она дает карт-бланш молодым музыкантам, фантастически щедрым жестом позволяя выступать рядом с именитыми исполнителями. Глядя на список участников, подчас кажется, что именно молодым здесь даже вольготней, чем мастерам. Елена прекрасно понимает, что, если не дать им вовремя заявить о себе, войти в круг избранных, будущее академической музыки может оказаться под вопросом. А молодежь здесь жизненно необходима для публики, которую составляют в подавляющем большинстве слушатели немолодые, много пожившие, повидавшие и перечувствовавшие, а потому ждущие событий Иерусалимского международного фестиваля камерной музыки как сеансов встречи с молодостью. При не самой демократичной ценовой политике, к сожалению, тормозящей для израильской молодежи попадание на лучшие фестивальные концерты, «дресс-код» артистов, напротив, невероятно демократичен. Не в футболках, конечно, играют, но в более свободной – легкой концертной – форме, чем в ином академическом зале. Такие «правила игры» настраивали обе стороны процесса – тех, кто в зале, и тех, кто на сцене, – на идеальный вариант бытия музыки, когда исполнитель и слушатель как «человек человеку друг».
Концерты проходили в уникальном месте, именуемом так, как звучит аббревиатура YMCA, то есть в «имке» – импозантном архитектурном сооружении, построенном в 1930-е годы для молодежной христианской организации. Это территория, где по негласному закону могут себя равноправно чувствовать представители всех религий. Немудрено, что именно здесь и было когда-то решено проводить международный фестиваль камерной музыки.
Свое двадцатилетие фестиваль отметил без какой-либо генеральной концепции, создав десять грандиозных программ с разными объединяющими сюжетами. Разброс эпох если и не так велик – от XVIII века до наших дней, то все же впечатляющ. Одной из хитросплетенных получилась программа трех с половиной часового концерта, который прошел под лозунгом «и музыка, и слово». Сочинения Берио, Шумана и Листа поразительным образом выстраивали смысловые и структурные параллели к сюжету о возможностях музыки и слова, нот и букв, их вибраций и влияния на сознание и подсознание. Так же, как соединяются и мирно уживаются в одной программе музыки разных эпох, так и музыканты разных стран ведут «диалоги» на каждом концерте.
Концерт открыл Opus Number Zoo, или «Зоопарковый опус», Лучано Берио в исполнении Анни Дютуа, дочери Марты Аргерих и Шарля Дютуа. Опус-альтернатива «карнавалам животных» дал впервые услышать великолепную чтицу-актрису, выросшую в музыкальной семье. В ее же исполнении прозвучала антикварная мелодрама Листа «Ленора», в которой партнером Анни выступила ее мама – великая Марта Аргерих, дебютировавшая в Иерусалиме. В этом сочинении даже при всем прикладном характере музыки, театрально поддерживавшей слово, можно было и заглянуть в лабораторию гармоний Листа, и убедиться в родстве душ и темпераментов прославленной пианистки и автора венгерских рапсодий. Марта Аргерих поражала не только высочайшим чувством ансамбля, умением сосуществовать на равных в музыкальном диалоге, плести единую ткань целого, выстраивать баланс, но и даром одухотворять даже не самое одухотворенное сочинение.
Удивительно было услышать среди обсуждений выходящей из зала публики после заключительного номера – Анданте и вариаций си-бемоль-мажор Шумана о том, что это не самое удачное сочинение композитора. Но Марта Аргерих и Елена Башкирова за двумя роялями вместе с двумя молодыми виолончелистами Пабло Феррандесом и Иштваном Вардаи, а также феноменальным валторнистом Радованом Влатковичем сделали все от них зависящее, чтобы превратить это лишь на первый взгляд скромное сочинение в вариации на тему того, как говорить друг другу комплименты и не бояться высокопарных слов.
На фото М. Аргерих (в центре)
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Поделиться: