…Создание музыкальной газеты, молодежного музыкального центра - в России это дело само по себе не новое, хоть и редкое. Просвещение молодой аудитории, сплочение ее вокруг шедевров классической музыки… – благородные идеи подобного рода не один десяток лет «носятся в воздухе» и так или иначе материализуются. О том, что думает по этому поводу «поколение икс» и те, кто по своему возрасту «наступает им на пятки», читатели нашей газеты непременно узнают в самом скором времени. А сегодня мы предлагаем вам размышления на заявленную тему московского композитора Ефрема Подгайца.
- Я с удовольствием бы принял участие в работе Академии музыкальных инноваций. Так сложилась моя жизнь, что я писал много музыки для детей, работаю долгое время в детской хоровой студии «Весна». А кроме того, в середине 1980-х годов, еще в Союзе композиторов СССР, я участвовал в объединении «Композиторы и дети». И наша деятельность тогда показала, например, что поставленные в одном концерте популярная классика и серьезная современная музыка очень хорошо и с равным интересом воспринимаются молодой аудиторией. Скажем, Антонио Вивальди в первом отделении и современный автор Татьяна Сергеева – во втором. Посещавшие эти музыкальные вечера в Музее имени Глинки родители с детьми становились нашими союзниками, партнерами, а в конечном итоге – постоянной аудиторией на концертах современной академической музыки.
Необходимость таких организаций, как Академия музыкальных инноваций для меня очевидна. Возможно, мне возразят, что достаточно того воспитания, которое ребенок – или молодой человек – получает в музыкальной школе, чтобы стать восприимчивым к истинной красоте в музыке и вообще искусстве. Но я хотел бы возразить. Дело в том, что наша система музыкальных школ – да, очень крепкая и очень хорошая. Но ее достоинства рождают и совершенно особые недостатки. Наша музыкальная школа - единственная в мире ориентирована исключительно на воспитание профессионала. Я хорошо знаю это по рассказам знакомых российских музыкантов, преподающих за рубежом. Там детей просто привлекают к занятиям музыкой: пусть ребенок играет на инструменте, а уж что и как он играет – не столь важно, программа необязательна. Не всем надо быть лауреатами, и не обязательно всем в 12-13 лет играть этюды Шопена и сонаты Бетховена. В российской же музыкальной школе требования жесткие. Везде программа, надо «гнать программу», кто не соответствует, у кого не получается, - тот уходит. Всех стригут под одну гребенку, - причем, профессиональную гребенку. И с этим, кстати, связано ужасное положение педагогов музыкальных школ. Но это отдельная проблема.
В конечном итоге наша музыкальная школа (как система обучения музыке) способна дать очень хорошие профессиональные результаты. Но мне кажется, одной музыкальной школы недостаточно для того, чтобы по-настоящему мы получили того человека нашего общества, который, скажем, будет хотя бы раз в месяц ходить на концерты классической музыки. Пока все отдельно. С одной стороны - школа хорошо учит, но чисто организационно сами педагоги этой школы редко готовы к тому, чтобы еще и развивать своих детей более широко эстетически. Но это необходимо как-то делать – если не в школе, то где-то еще. Ведь с другой стороны, на другом полюсе – ужасающий напор разнообразной музыкальной популярщины - главным образом, очень низкого качества, - которая заменила в детской нише бывшую «советскую тематику»: коммунистическую, пионерскую, квазипатриотическую тематику. И в принципе, я не знаю, что хуже, это еще неизвестно. Потому что вот этот новый, громадный поток уже никак не ограничивается, он неконтролируем. С прежним еще можно было бороться, и были даже какие-то достижения: в какой-то момент, например, на советском радио перестали петь и даже заказывать композиторам пионерские песни. Сейчас ситуация такова. Тех песен нет, но заменила их музыка еще более низкого качества. И, конечно, ее просто очень много. К тому же звучит она с самого раннего детства нынешних двадцатилетних.
В такой ситуации нужно действовать по примеру медиков. Знаете, что делается, чтобы не было эпидемий, страшных болезней с необратимыми последствиями? Делаются прививки, укрепляется иммунитет. И вот для того, чтобы упрочить систему «музыкальных прививок», нам неплохо иметь организацию, которая бы этим занималась. Надеюсь, Международная академия музыкальных инноваций будет с этим справляться.
Поделиться: