Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.09.2009
НАВЫК САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитанию навыков самостоятельной работы у юных пианистов посвящена статья О.М. Гродзицкого - преподавателя ДШИ № 1 им. Г. Свиридова г. Балашихи Московской области.

Развитие самостоятельности учащегося должно начинаться как можно раньше. Очень вредной педагогической ошибкой является «натаскивание» ученика, когда, проходя с ним какую-нибудь несложную пьесу, от него стараются добиться сразу «всего на свете», вымучивая каждый такт и каждую ноту. Миллион делаемых при этом указаний в состоянии только запутать учащегося. Между тем, чем раньше предоставить ему право принимать самостоятельные решения - конечно, в разумных пределах, - тем лучше. Педагог должен не натаскивать, а наталкивать на поиски одного из возможных решений художественной задачи, отвечающих индивидуальности ученика - его вкусу, темпераменту, техническим ресурсам.

Под самостоятельностью имеется в виду умение учащихся применять в домашней работе полученные на уроках знания и навыки, творчески подходя к решению поставленных задач.

С первых же уроков педагогу необходимо приступить к формированию личностных качеств ребенка: силы воли, внимания, точности в выполнении поставленной задачи, систематичности в работе. С воспитанием самостоятельности мышления связано еще одно требование - умение самокритично прослушать свою игру, своими словами оценить ее и предложить способы устранения отмеченных ошибок. Педагог должен воспитать у ученика умение заставить себя работать, когда нет желания этого делать, умение использовать время для домашних занятий по возможности наиболее эффективно, не унывать в минуты случайных неудач. Пусть поражение вызывает к жизни упорство и настойчивость.

В процессе творческой работы нужно установить контакт с учеником, с уважением относиться к нему как к формирующейся личности, поощрять и развивать его инициативу. Педагог должен уметь слушать ученика, замечать и поддерживать привлекательные черты его исполнения, как бы скромны они ни были, улавливать, а порой даже угадывать проблески замысла. Такое отношение повышает у ученика энергию и увлечение работой, усиливает веру в собственные силы, готовность добиваться того, что он еще не умеет делать. Развитие у ученика навыков самостоятельной работы предполагает понимание педагогом истины: воспитать желание и умение приобретать знания и навыки несравнимо важнее, чем обучить знаниям и навыкам.

Овладеть основами искусства ученик может только путем собственных деятельных усилий. Педагог, который преподносит ученику все в раскрытом виде, не воспитывает творческой пытливости. Педагог сам должен быть увлечен искусством, чтобы зажечь и увлечь ученика. Ученик может простить педагогу вспышку гнева, раздражительность, но равнодушие - никогда.

Лучшие результаты получаются, когда педагог воздействует на воображение ученика удачным образным сравнением и наглядным показом художественных целей и намерений. Для успешной работы нужно не разбрасываться, не толковать «обо всем» и по каждому поводу, а сузить поле внимания ученика и на протяжении урока говорить о главном в данный момент, то есть подчинять указания основной идее урока, так как внимание детей, не направленное определенной задачей или непосредственным интересом, быстро рассеивается.

Значительно труднее для педагога оказывать благоприятное влияние на профессиональное качество домашних занятий. Вся совместная работа на уроке бесполезна, если ученик не обладает нужной дисциплиной и зрелостью, чтобы дома быть «самому себе учителем». Для этого он должен проявить способность к самоконтролю и стремление к совершенствованию. Упражнения, заданные на дом, должны так же сознательно и систематически прорабатываться, как это делалось на уроке. Если ученик знает способы их выполнения и в состоянии критически оценить свой труд и игру, он избежит широко распространенного закрепления неправильных навыков и избыточной траты времени на занятия.

Дети по своей природе реалисты. Поэтому они не всегда прилежно выполняют свои уроки по музыке, если не видят ясно перед собой определенной достижимой цели. Серьезная задача педагога - заставить ребенка поверить, что все рекомендуемые ему приемы разучивания и тренировки действительно приведут к желаемому результату.

Одним из самых распространенных средств к стимулированию занятий является строгая оценка, выставляемая педагогом в дневнике учащегося. Ведь не секрет, что большинство учеников младших классов интересуются не тем, как они сегодня сыграли на уроке, а «какая сегодня оценка». Оценивая работу, действия и поступки ребенка, необходимо наблюдать за тем, как он реагирует на оценку, и соответственно своим наблюдениям принимать решения. Высокой оценки заслуживают или очень большие достижения ученика, или, если и незначительные, то доставшиеся ему большим трудом.

Возможны ли отрицательные оценки? Не только возможны, но и необходимы. Не замечать и не оценивать ошибки нельзя. Это расхолаживает, ведет к совершению новых ошибок. В тоже время не следует «размахивать двойкой», как дубиной. Плохая оценка вызывает страх и снижает интерес к творчеству. При любой отрицательной оценке должна подразумеваться или прямо высказываться положительная оценка. Можно выставлять несколько оценок за урок: за самостоятельную домашнюю работу, за работу в классе, а также оценку за поведение малышам.

Чем младше ребенок, тем меньше можно обнаружить у него способности к самоконтролю. Поэтому при возможности необходимо воспользоваться помощью родителей, особенно при занятиях с детьми младшего школьного возраста. Позже помощь родителей может быть все более ограниченной и проявляться лишь в том, чтобы они контролировали добросовестное выполнение указаний педагога. Если ребенок будет знать, что его дневник дома просматривается и что иногда он должен проигрывать то или иное задание родителям, то будет относиться к занятиям с большим вниманием, чем без такого промежуточного контроля.

Постепенно ребенок должен привыкать к тому, что должен сам нести ответственность за свои занятия. Очень важным в самостоятельной домашней работе является четкое установление времени для занятий. Для подавляющего большинства учащихся наиболее сложным является период включения в работу. Специально проведенные исследования показали, что у школьников, имеющих фиксированное время для занятий, к соответствующему часу возникает состояние особой предрасположенности к умственной работе. Поэтому педагог совместно с родителями должен составить план домашних занятий ученика на каждый день.

Педагог должен знать общую нагрузку ученика, его должно интересовать, что и как изучает ребенок по другим музыкальным дисциплинам, а также в общеобразовательной школе, какова его семейная среда, интересы - что составляет содержание его жизни. Все это поможет правильно поставить требования, имеющие целью систематическое воспитание самостоятельности и интенсивности в работе.

Воспитание инициативы и самостоятельности ученика начинается с развития умения разбираться в нотном тексте. Уже на первой стадии обучения следует внушить ему, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться правильного раскрытия замысла. Педагог обязан всегда проверять, понимает ли ученик смысл того или иного обозначения и способ его исполнения. Если первые произведения ученик с помощью педагога просматривал сначала на уроке, то через некоторое время ему можно поручить самостоятельный разбор. Это не только способствует развитию инициативы у учащегося, но и помогает выяснить, что из пройденного не ясно и на что следует обратить внимание.

Первостепенное значение приобретает развитие самостоятельности в отношении аппликатурных решений. Нужно пореже надписывать «готовую» аппликатуру, а почаще давать задание вдумываться в проставленные в нотах пальцы (порою критически относясь к редакторской аппликатуре), а также делать собственные обозначения, совместно обсуждая затем аппликатурные вопросы в классе. В частности, в своей работе с учениками, особенно среднего и старшего возраста, я предлагаю им дома самостоятельно поставить свою аппликатуру, а затем в классе происходит корректирование ее с учетом индивидуальных особенностей ученика. Такой метод помогает ученику почувствовать свою значимость в творческом процессе.

К сожалению, не всегда ученику удается с большой точностью выполнить домашнее задание. В таком случае педагогу после первого прослушивания следует предложить ученику самому обнаружить свои ошибки. Нередко бывает, что педагог, не дождавшись, что ребенок сам укажет на неточность в своем исполнении, тут же исправляет его ошибки. Такой метод работы не позволяет сконцентрировать внимание и сознание ученика на решении задания, а наоборот, способствует развитию пассивности мышления. Необходимо помнить, что требования, предъявляемые к детскому мышлению, тесно взаимосвязаны с развитием и тренировкой памяти. Поэтому, проверяя на следующем уроке домашнее задание, полезно иногда задать ученику вопрос: «А что было задано?»

Вообще для большей активизации внимания, можно поручить ученику самому сформулировать и продиктовать домашнее задание, а также попутно рассказать, на что он будет обращать внимание, работая дома. Исходя из личной педагогической практики, считаю, что учащиеся старших классов могут периодически сами записывать домашние задания в дневник. Причем получается это у них весьма точно, и ведь находят они такие тонкие обороты речи в своих записях, что выходит довольно профессионально! И я заметил, что этот прием часто помогает в текущей работе. Получается, что задание как бы самому себе выполняется более тщательно и строго.

Чтобы проверить способности ученика к самостоятельной работе, педагог может уделить часть урока на самостоятельное разучивание учеником недостаточно проработанной им пьесы. Для этого лучше сесть отдельно, как бы давая ученику простор для деятельности, дать ему самому поработать. Результат работы сначала оценивается самим учеником, а потом педагогом. Предлагая ученику оценить свою работу, педагог должен выяснить, почему ученик так, а не иначе ее оценивает.

Необходимо научить ученика заниматься правильно - в частности, не повторять бессмысленно уже выученные разделы, внимательно относиться к своим ошибкам, стараться искоренить их, уметь выделять особенно трудные места, применять целенаправленные варианты упражнений. Бездумное проигрывание должно постепенно уступить место осмысленному систематическому разучиванию. Уроки должны давать ученику образцы аналитической работы - помочь проникнуть вглубь изучаемого и отобрать существенно важное; установить родство между явлениями, на первый взгляд не имеющими общего. И одновременно научить осмысливать дух целого, отношение частей к целому, единство целого и деталей.

Занятия должны включать образцы тренировочной работы: над выработкой нужных пианистических движений, над установлением необходимого в данном случае соотношения темперамента и воли, над поиском требуемой звучности и т.д.

На уроках ученик должен получать не только знания, но и навыки расшифровки нотной записи, поисков звучащего образа произведения и необходимых для этого средств выражения. От работы мало пользы, если старое забывается. Поэтому необходимо какую-то часть времени уделять повторению пройденного. В тех случаях, когда ученик вводится в новую и для него непривычную область, нужно на уроке объяснить ему: 1) развитием чего, ему уже известного, является новое, и 2) что отличает новое от старого.

В ученике нужно будить художественные потребности, указывать пути и средства для решения поставленных задач. Но не надо давать «рецепты» - лучше создавать ученику на уроках такие условия, чтобы он сам подходил к решению теоретических, технических или исполнительских проблем. Такие уроки чрезвычайно важны для развития самостоятельности в работе. Поэтому и время, которое педагог посвящает формированию этой имеющей большее значение для будущности ребенка способности, полностью окупится (несмотря на то, что сам педагог мог бы достичь хорошего результата в более короткий срок посредством «пояснительного» метода).

С усложнением репертуара растут и требования к самоконтролю. Совершенно необходимыми при этом являются заблаговременно натренированный слух и способность сознательно владеть двигательным аппаратом. Произведения нужно задавать с учетом индивидуальных особенностей учащегося, насущных потребностей данного периода его развития, с учетом как слабых, так и сильных его сторон.

В репертуаре ученика желательно чередовать сочинения, призванные вызвать особенно большое «сопротивление материала» и, соответственно, волю к его преодолению, с теми, которые наиболее ярко демонстрируют уже достигнутое. И ни в коем случае не стоит кидаться от одной пьесы к другой. Одна до конца доделанная вещь в тысячу раз полезнее, чем пятнадцать недоделанных. Каждое сочинение только тогда следует оставить, когда оно доведено до возможной степени совершенства. Такое отношение к репертуару будет способствовать у ребенка дисциплинированности, ответственности за свою работу и формированию начальных профессиональных качеств ученика.

Редкое общение с педагогом (обычно, два раза в неделю), бессистемный, абстрактный предмет труда, растущее число заданий - вот некоторые из причин, обуславливающих необходимость с первых же уроков подводить ребенка к самостоятельности мышления. Работать с учеником должно не для сегодняшнего дня, а для будущего. Стремиться надо не к ложной быстроте развития ученика, а к тому, чтобы были обеспечены условия для нового шага вперед.

Поделиться:

Наверх