С 18 по 23 марта в Москве в пятый раз проходил международный детский вокальный конкурс Сергея Лейферкуса «Мы поем оперу!». Корреспондент Екатерина Чащина побывала на заключительном гала-концерте в Детском музыкальном театре им. Наталии Сац, ставшем главной площадкой конкурса.
Проект возник пять лет назад благодаря идее выдающегося певца, завоевавшего все оперные сцены мира, Сергея Петровича Лейферкуса. Первоначально конкурс проводили в Санкт-Петербурге, но в этом году он наконец-то добрался и до Москвы. В состав компетентного жюри вошли известные деятели искусства: профессор Санкт-Петербургской консерватории Татьяна Новикова, профессор РАТИ Карина Лисициан, профессор по классу аккомпанемента и интерпретации Берлинской высшей школы музыки им. Г.Эйслера Семен Скигин. По мнению Семена Скигина, главное отличие детского конкурса состоит в том, что если на взрослом конкурсе каждый певец старается показать свой большой голос, то дети еще не «обременены» чувством красоты: «Каждый ребенок, который пел у нас на конкурсе, понимал то, о чем он поет. Даже если этот певец был вообще без голоса, еще «с голосочком». Зачастую с появлением у певца голоса чувство содержания атрофируется на 90 %. Слово остается лишь у певцов высшего ранга, остальные орут, «как коровы на лугу», и упиваются своим тембром. Концепция Сергея Петровича Лейферкуса заключается как раз в том, что жюри обращает внимание не столько на голос, сколько на музыкальность ребенка и на то, как он реагирует на текст. В этом и заключается специфика детского пения»
Конкурс имеет международный статус, что неслучайно, поскольку между собой соревнуются не только две культурные столицы и ближайшее Подмосковье. Кому-то пришлось ехать за своей мечтой на поезде и лететь на самолете. Талант приехали показать участники из Таганрога, Калининграда, Самары, Новосибирска, Южно-Сахалинска, Киева, Баку и даже из шотландского Глазго. Именно в Глазго уехал диплом «За лучшее исполнение русской музыки» - его получила Лорэн Джейн МакКуистин, студентка Королевской консерватории Шотландии, прекрасно справившаяся с непростым романсом «Весенние воды» Рахманинова. «Я хочу петь русскую музыку, поскольку она подходит для моего драматического голоса. Для меня важно петь русскую музыку в России, поэтому я взяла билет на самолет, сделала визу и приехала», - так объяснила 18-летняя певица свое решение участвовать конкурсе.
Широкая география стала неотъемлемым фактором для любого престижного вокального проекта, поэтому конкурсы, отчасти также конкурируя между собой, стремятся предложить певцам дополнительные номинации. Помимо традиционного спектра возрастных групп - младшей (7 - 10 лет), средней (11 - 14 лет) и старшей (15 - 18 лет) - конкурс «Мы поем оперу!» включает номинации «Дуэты» и «Детский оперный театр».
Всего собралось пять оперных дуэтов, и I премию получил «Акцент» из Новосибирска в составе Новикова Виталия и Тихонова Владислава. Педагоги «Акцента» Воротова М.С и концертмейстер Шевченко Н.В были отмечены дипломами лучшего педагога и концертмейстера соответственно. В театральной категории участвовала «Школа искусств - детский музыкальный театр» подмосковного Реутова, московский музыкальный театр «Галина Вишневская» при Колледже музыкального театрального искусства № 61 и Детская студия при театре Музыкальной комедии под руководством А.В. Удаловой из Санкт-Петербурга, которая и получила главную награду.
«Эти номинации встречаются на конкурсах очень редко, - пояснила учредитель конкурса Ирина Павлова, генеральный директор компании «Звездный мир». - Организовать участие театров бывает крайне сложно по финансам, поэтому случались годы, когда детские студии к нам не приезжали. Мы всегда из-за этого очень расстраиваемся, но понимаем, что связано это не с тем, что к нам не хотят приезжать, просто не все могут себе это позволить. Мы помогаем коллективам себя показывать, развивать, им это дает очень большой толчок. Помимо культурной и просветительской функций перед нами стоит и социальная функция. Мы помогаем участникам, причем не обязательно только победителям. Например, есть конкурсанты, у которых нет родителей или родители находятся в таком положении, что не могут купить ребенку концертный костюм. В таком случае мы стараемся найти дополнительные фонды и источники в качестве партнеров. В этом году нам очень помог Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, который выделил Гран-при в размере 40 тысяч рублей».
Общий призовой фонд конкурса составил 115 тысяч рублей, а обладателем заявленного Гран-при стала 10-летняя участница из Санкт-Петербурга Евдокия Малевская (педагог – Туфанова О.Ю), очаровавшая жюри своим контральто. «Это уникальная девочка с потрясающим голосом и редкой для детей способностью к актерскому мастерству. Мы будем в дальнейшем следить за ее успехами, попросили родителей и педагогов щадить ее, потому что себя она не щадит, а ведь организм у нее еще детский», - прокомментировал С.П. Лейферкус.
В целом, если сравнивать с европейской вокальной традицией, опера приходит к нашим детям значительно раньше. И связано это отчасти с богатой вокальной голосовой природой, которая не стесняется себя проявлять. Самым молодым участником конкурса стала 7-летняя Алина Данилова из московской вокальной студии «Соловушки» (педагог – Головко Н.Г.), она получила дополнительный спецприз за артистизм.
В раннем начале есть определенный риск, ведь оперное пение сопряжено с физическими нагрузками, оно требует особого подхода и методики, особенно в работе с детскими голосами. Например, лауреату I премии средней группы 14-летнему Николаю Землянскому из Волгограда (педагог – Давиденко С.В.), получившему спецприз за артистичное исполнение «Ноктюрна» А.Бабаджаняна, пришлось молчать несколько месяцев из-за голосовой мутации. В прошлом году он стал также лауреатом I премии конкурса - тогда он был еще дискант, а сейчас уже баритон.
«Естественно, опера требует особой подготовки. Но нагрузка на голос участников конкурса не превышает нормы, так как дети поют в любом возрасте, начиная с 4-5 лет. Одни поют тише, другие громче, все зависит от персональных особенностей. У нас есть три возрастные группы, и от младших и средних групп мы не ждем подобия настоящей оперной вокализации. Мы не воспитываем участников конкурса как будущих певцов и певиц. Мы рассматриваем конкурс как подготовку нового поколения слушателей и исполнителей классической музыки. Мы абсолютно четко уверены, что даже если ребенок потом не станет оперным певцом, он все равно с удовольствием будет посещать концерты и спектакли классической музыки. Мы видим нашу основную задачу в воспитании будущего поколения», - пояснил С.П. Лейферкус.
После конкурса наиболее талантливых участников подключают к международным оперным проектам. В частности, уже были поездки на фестиваль в Австрию, в парижскую «Опера Бастий», на ежегодный проект «Опера Европы», в рамках которого лучшие европейские театры на несколько дней открывают для молодых певцов тайны закулисной жизни и приглашают поучаствовать в ней. Конкурс практикует также мастер-классы с известными педагогами - буквально сразу после награждения Карина Павловна Лисициан провела консультацию с лауреатами.
Подводя итоги конкурса, стоит обратить внимание на старшую группу, в которой соревновалось 32 участника. На этот раз жюри ограничилось только двумя премиями, решив не присуждать третью. Лауреатом I премии стала Анастасия Ерофеева из Кемерова (педагог - Коваленко Л.В.). Вполне возможно, столь высокую премию она получила скорее за смелость, выбрав для исполнения труднейшую арию Странника «Armatae face et angibus» из оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди. II премию получила Василиса Бержанская из Ессентуков (педагог – Ворожцова Т.А), которая вскоре после этого конкурса выступила еще и на “Bella Voce”, где завоевала I место в своей категории. «Многие победители старших групп мечтают о поступлении в высшие учебные музыкальные заведения. Лауреаты этого года тоже собираются продолжать занятия оперой и относятся к этому серьезно», - сказал С.П. Лейферкус.
Как удалось выяснить, за пять лет, что существует конкурс, никто из участников еще не получил приглашения в оперный театр. На данный момент первому выпуску должно быть всего около 22 лет. Однако многие конкурсанты уже играют в детских театрах и студиях, чувствуя себя артистами и получая бесценный сценический опыт. Не каждый состоявшийся оперный певец может похвастаться тем, что сегодня имеют молодые участники конкурса «Мы поем оперу!», уже начавшие свою карьеру. Остальное покажет время, а дети, как известно, растут быстро.
Поделиться: