АРХИВ
15.02.2012
Олег ГАЛАХОВ: «ХОТИМ СДЕЛАТЬ СОВРЕМЕННУЮ МУЗЫКУ ДОСТУПНОЙ»

Разговор о современной музыке трудно вести, абстрагируясь от «панорамных» музыкальных событий. Наиболее крупным среди них, безусловно, является ежегодный фестиваль «Московская осень». В ноябре известнейший в России фестиваль состоялся в 33-й раз, и теперь начинается подготовка к смотру следующего сезона. Это «межвременье» - пожалуй, лучший период для того, чтобы без суеты и вне привязки к конкретным именам и сочинениям поговорить о «Московской осени» как таковой, о международном фестивале современной музыки в Москве как об особом проекте Союза московских композиторов. Собеседник корреспондента «Играем с начала» - председатель оргкомитета фестиваля «Московская осень», председатель Союза московских композиторов Олег Галахов.

- Олег Борисович, с первого фестиваля вы являетесь одним из главных его организаторов. Как происходило формирование стратегии фестиваля, продолжен ли этот путь сейчас? И интересно, как и где звучала современная музыка в Москве до организации фестиваля «Московская осень»?

- До 1979 года, когда был задуман фестиваль «Московская осень», музыка московских композиторов, конечно, исполнялась, но исполнения эти были недостаточны и носили, скорее, случайный, а не упорядоченный характер. Фестиваль родился 33 года тому назад как ежегодный смотр новых сочинений московских композиторов, и одним из ключевых моментов его замысла является непрерывность. Необходимость в таком фестивале была очевидна всем, ведь для того, чтобы музыка жила, ее надо исполнять. Фактор доступности и узнаваемости напрямую зависит от частоты исполнения. Скажу больше: по окончании сочинения композиторский труд продолжает быть незавершенным - оконченным его можно считать только тогда, когда произведение прозвучало прилюдно, в нужное время и в нужном месте. Организацией вот этого «правильного» исполнения мы и занимаемся. Удачная премьера зависит от многих нюансов. Сочинение, в зависимости от жанра и специфики исполнительского состава, подчас требует индивидуальных акустических решений. Духовая музыка хорошо звучит в открытом пространстве - например, на площади. А симфоническая - в определенном зале, где кубатура помещения позволяет воспринимать насыщенные звучания. Жанровое разнообразие хоровой музыки также требует особого подхода. Так, духовная музыка прекрасно звучит в Рахманиновском зале консерватории, потому что этот зал был построен для Синодального певческого училища с учетом необходимых требований. Кроме того, выбирая зал для концерта, следует обращать внимание не только на концентрацию обертонов, но и на то, сколь четко в нем звучит произносимое со сцены слово. Бывает, в некоторых взаимодействующих жанрах музыки текста мало, но каждое слово имеет большое значение и должно быть понятно слушателю.

Я уверен, что исполнение музыки наших современников нужно организовывать постоянно, чтобы у слушателя не возникало перерывов в восприятии. Это должен быть процесс, а не разовое действо, - прежде всего процесс показа премьер, притом тщательно подготовленный. И мы гордимся тем, что нам, повторю, удалось сохранить регулярность в проведении нашего фестиваля. Замечу, что даже в трудные для всех 90-е годы фестиваль не только продолжал свое существование, но и приобрел статус международного. Напомню, что на первый же международный фестиваль «Московская осень» со своей премьерой приехал Янис Ксенакис. И это присутствие крупной фигуры западноевропейской музыки сразу подняло фестиваль на новую высоту. По сей день на «Московскую осень» стремятся зарубежные композиторы. Однако это не изменяет нашей основной задачи – показ новинок творчества московских композиторов. В целом же сегодняшний формат фестиваля я бы определил так: премьеры композиторов Москвы, исполнение сочинений современных композиторов из других городов России и участников фестиваля из ближнего и дальнего зарубежья.

- Какова жанровая амплитуда музыки, звучащей на «Московской осени», и какие критерии наиболее важны при выборе произведений-участников?

- Программа фестиваля охватывает все жанры композиторского творчества (за редким исключением прикладной музыки - например, киномузыки). Прежде всего, это симфонические и камерные сочинения. Кстати, камерная музыка сейчас очень разнообразна - композиторы уже давно отошли от привычных рамок академического музицирования, и эту эволюцию, конечно, замечают наши исполнители и слушатели. Камерная музыка – это область эксперимента. Композиторы очень любят камерную музыку, считая ее благодатной сферой для реализации фантазии. К тому же камерное сочинение - наиболее доступная форма творчества в плане воплощения произведения в жизнь. По сравнению с симфонической музыкой, исполнение которой требует огромных материальных затрат, камерная обращена к значительно меньшему количеству исполнителей, к более скромным по объемам залам, которые наверняка будут заполнены слушателями.

Что касается, критериев, то я бы сказал так: музыка должна быть современной, а значит интересной во всех отношениях - и по духу, и по форме. Она должна быть востребована, так сказать, современным ухом, должна быть музыкой для думающих людей, способных осмыслить услышанное. Современная музыка, как и классика (в отличие от поп-культуры), требует серьезных усилий для понимания. Если говорить о критериях, по которым составляются программы, то здесь, опять же, важно, чтобы звучащая на фестивале музыка была как можно более разнообразной. В зависимости от поступающих заявок мы формируем несколько жанровых блоков – как я уже сказал, симфоническая, камерная музыка, а также органная, хоровая, массовая песня, есть и другие. И мы часто видим, как традиционные, на первый взгляд, жанры под пером современных композиторов приобретают самые неожиданные решения.

- Современная музыка в большинстве своем продолжает считаться музыкой для узкого круга людей. Какие жанры современной музыки имеют наибольшую популярность?

- Я бы не стал утверждать, что аудитория «Московской осени» так уж узка - фестиваль имеет своих постоянных слушателей, к которым присоединяются новые, и за три десятилетия в фестивальных залах, так сказать, сменилось уже не одно поколение. Особой популярностью пользуется хоровая музыка и массовая песня. Ежегодно в рамках фестиваля мы проводим по два концерта песен, и на них всегда аншлаг. Наверное, не все из этих людей приходят слушать электроакустическую музыку, но все равно они являются нашими постоянными слушателями, ценителями новинок в сфере массовой музыкальной культуры.

У нас нет «приоритетных» жанров, и не так уж и важны стиль и форма звучащих со сцены сочинений. Общим критерием является непременное качество музыки. Любой концерт должен быть составлен так, чтобы привлечь публику. Об этом мы всегда думаем заранее. Поэтому подготовка к каждому следующему фестивалю начинается вскоре после закрытия предыдущего. И индивидуальный подход к его организации определяют именно те сочинения, которые зазвучат в будущем году.

- Известно, что интерпретировать музыку живого автора особенно сложно. Как решается вопрос премьеры относительно исполнительского коллектива?

- Одним из главных факторов жизни фестиваля является уровень профессионализма исполнителей новых сочинений. У нас есть круг музыкантов, постоянно участвующих в «Московской осени», которые любят и умеют играть современную музыку. И это очень существенно, потому что часто успех сочинения целиком зависит от того, кто именно его играет. Но мы считаем важным приглашать к участию не только исполнительские составы с мировой известностью, а и молодых перспективных музыкантов. Мы с удовольствием привлекаем в нашу афишу новые имена. В основном это лауреаты международных конкурсов, в том числе победители конкурса Чайковского разных лет.

- У «Московской осени» есть, как сейчас говорят, свой слоган – «Хотим сделать музыку доступной». Каким образом эти слова воплощаются в жизнь?

- Фестиваль «Московская осень» – некоммерческое мероприятие, и вход на наши концерты абсолютно бесплатный. Это – продуманное решение. Чтобы сделать современную музыку доступной, надо распахнуть двери концертных залов. Бесплатные концерты – самый надежный способ привлечь интересующихся современной музыкой людей любого достатка.

- Спасибо!

Поделиться:

Наверх