– Сергей Августович, как складывается репертуарная политика театра? Какая роль отводится национальным спектаклям?
– Начиная с середины 60-х годов, на сцене театра ставятся шедевры мировой оперной и балетной классики. Сегодня в репертуаре свыше 40 спектаклей – П. Чайковского, Дж. Верди, А. Даргомыжского, Дж. Пуччини, В.А. Моцарта, Р. Леонкавалло, Н. Римского-Корсакова, А. Адана, Л. Минкуса и других композиторов. Также уделяем много внимания национальному репертуару, в который включены опера-олонхо М. Жиркова и Г. Литинского «Нюргун Боотур», опера-легенда «Лоокуут и Нюргусун» и оперетта «Цветок Севера» Г. Григоряна, балеты «Чурумчуку» Ж. Батуева, «Сказки старика Сээркэн Сэсэна» З. Степанова. Из современных спектаклей представлены две одноактные оперы Владимира Кобекина «Александр Македонский» (эта постановка получила специальную премию «Золотой Маски»-2009) и «Кудангса Великий». В октябре этого года планируем возобновить в концертном исполнении духовную оперу В. Ксенофонтова «Алгыс-Благословение Высшего Божества» («Аар Тойон алгыhа»).
Недавно с большим успехом прошла премьера музыкальной сказки М. Раухвергера «Красная шапочка», режиссером которой выступил П. Неустроев. Думаю, этот спектакль войдет в наш постоянный репертуар. В этом году намечен еще ряд премьер: 26 июня будет поставлена классическая национальная опера Г. Комракова и Э. Алексеева «Песнь о Манчаары», а подарком детской аудитории к Новому году станет музыкальная сказка Д. Наумова «Сказка о северном сиянии и радуге» на музыку якутского композитора Н. Петрова. Мы планируем также восстановить один из первых национальных спектаклей, ознаменовавших рождение музыкального театра Якутии – балет «Полевой цветок», поставленный, как и опера «Нюргун Боотур», в 1947 г. на музыку М. Жиркова и Г. Литинского по либретто Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона.
– Что связывает театр с Сивцевым-Суорун Омоллооном?
– Имя выдающегося якутского драматурга и философа Дмитрия Кононовича Сивцева, работавшего под псевдонимом Суорун Омоллоон, было присвоено театру в 2001 году. Он был в нашем театре режиссером, актером, художественным руководителем, писал сценарии первых музыкально-сценических постановок, либретто. Его вклад в становление музыкального театра и, шире, в развитие национальной культуры Якутии огромен.
– Кто составляет основу труппы, кем пополняются артисты оперы, балета, оркестра?
– Почти все солисты оперы, артисты хора и музыканты симфонического оркестра – воспитанники Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия), Арктического института искусств и культуры, Якутского музыкального колледжа им. М.Н. Жиркова, а также Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. Кстати, 5 ноября якутяне – выпускники Уральской консерватории дадут отчетный концерт в Екатеринбурге на сцене своей альма-матер. Этот вуз выпустил много славных якутских солистов оперы, начиная с 1949-го и по настоящее время. Балетная труппа формируется в основном из выпускников Якутского хореографического колледжа им. Аксении и Натальи Посельских.
В настоящее время численность артистов театра – 200 человек, среди них – лауреаты престижных всероссийских и международных конкурсов, народные артисты России и Республики Саха (Якутия).
В качестве главного дирижера в театре работает Николай Пикутский – уроженец Кобяйского района Якутии и выпускник Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки. В этом сезоне по приглашению Н. Пикутского оперу В.А. Моцарта «Волшебная флейта» провел молодой талантливый дирижер из Москвы Иван Великанов, с которым мы намерены продолжить сотрудничество. В конце февраля – начале марта оперой Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» дирижировал заслуженный артист России, профессор Саратовской консерватории Евгений Хилькевич, несколько лет плодотворно работавший в нашем театре главным дирижером. Как пример творческого сотрудничества с разными дирижерами назову гала-концерт в декабре 2011-го, в котором участвовали дирижеры из Санкт-Петербурга, Красноярска, Казахстана, Башкортостана, Монголии, Германии, Японии, Южной Кореи. Такая практика будет продолжена и в дальнейшем.
– Удовлетворены ли вы существующим финансовым положением театра, хватает ли средств для реализации всех намеченных планов?
– Средств, конечно, всегда не хватает. Бюджет выделяет в год на четыре премьерных постановки только 1200000 рублей, не представляя, что для музыкального театра это ничтожно мало, – оперно-балетную классику на эти деньги не поставить. Кстати, премьера музыкальной сказки «Красная шапочка» смогла осуществиться только благодаря муниципальному заказу главы окружной администрации Якутска А.С. Николаева и при поддержке депутатов Якутской городской думы А.В. Эверстовой и М.В. Силиной. С 2004 г. в театре действует попечительский совет – спонсоры оказывают финансовую помощь в организации гастролей за пределами республики.
Недавно состоялась встреча президента Республики Саха (Якутия) с коллективом театра. Это очень важное событие. Насколько я знаю, это произошло впервые в истории нашего театра. Президентом были даны поручения Правительству республики, благодаря чему мы стали ощущать активную поддержку, в т.ч. и финансовую, в решениях проблем театра. Это вопросы, связанные с материально-технической базой, – в этом году мы планируем провести большой ремонт. Е.А. Борисов пообещал решить вопрос обеспечения жильем наших артистов и построить дом для работников театра. Самое главное событие, на которое глава республики дал добро, это запланированная на ноябрь этого года премьера балета «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю.Н. Григоровича. Юрий Николаевич уже ставил два балета в нашем театре: «Лебединое озеро» П. Чайковского (1999) и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (2004). Активная подготовка «Спартака» уже началась: к нам приехал ассистент Ю.Н. Григоровича Олег Рачковский, он вместе главным балетмейстером театра заслуженной артисткой РС (Я) М.В. Сайдыкуловой выбрал основной состав исполнителей и подтвердил, что мы сможем поставить балет своими силами. Уже работают художники, декораторы, потенциальные зрители заказали билеты на премьеру. Президент Борисов также одобрил постановку национальной оперы «Песнь о Манчаары».
Помимо того, что нынешний год является в России Годом культуры, он объявлен в нашей республике также Годом Арктики. В этом сезоне у нас есть финансовая возможность добраться до отдаленных районов Якутии – Нижне-Колымского, Абыйского, до конца года мы должны посетить Момский и Оймяконский улусы – и представить там наше искусство. Из-за отсутствия наземного транспорта жители северных районов были обделены вниманием наших артистов на протяжении последних тридцати лет!
– Что вы им привезли? Как реагировала публика?
– У нас в основном выезжали артисты оперы, они давали концерты в районных центрах, домах культуры, клубах, школах. Принимали, конечно, очень тепло. Я уверен, что донести искусство до каждого жителя нашей республики, это наш долг.
– Как строится сотрудничество с другими российскими музыкальными театрами?
– В декабре мы успешно провели гастроли в Приморской краевой филармонии во Владивостоке, в мае ожидаем артистов Новосибирского театра оперы и балета, уже наметилось взаимодействие с Бурятским театром оперы и балета, в следующем году, возможно, начнем сотрудничество с казахстанским театром «Астана Опера». К концу сезона по инициативе заслуженной артистки России, народной артистки РС (Я) Айталины Адамовой-Афанасьевой намечено осуществить проект с приглашением звезд российской оперы.
27 апреля в нашем театре прошли гастроли симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в рамках Московского Пасхального фестиваля – это знаковое событие для нашей республики. Сейчас в связи с приглашением В. Гергиева мы рассматриваем возможность творческой поездки в Санкт-Петербург по обмену опытом. Отмечу, что наши артисты – постоянные участники Дней Республики Саха (Якутия) в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске и выступали на лучших столичных сценах – двух сценах Большого театра, в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, театре «Новая опера».
– А выход на международное сотрудничество есть?
– Да. Недавно прошли наши совместные концерты с японской балетной школой – как в Якутске, так и в г. Тойота (Япония). Со школой театр намерен продолжить сотрудничество. Наша балетная труппа неоднократно выезжала на гастроли в Китай. Творческий состав театра представлял свое искусство на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля, на сцене Монгольского государственного академического театра оперы и балета.
– Как строится работа со зрителями – или такой проблемы не существует?
– Проблема, как и везде, существует – народ охотнее идет на эстрадные концерты, и заинтересовать его оперой труднее. (Балет, кстати, пользуется большим спросом – все балетные спектакли проходят с аншлагом). В фойе театра мы проводим «Музыкальный салон», к которому стараемся привлекать школьников. Взаимодействуем и со студентами: 29 апреля в Международный день танца артисты балета провели в Северо-Восточном федеральном университете концерт-лекцию «Балет – замок красоты». Мы планируем сделать такие встречи регулярными, ведь в будущем многие из выпускников университета разъедутся по республике. И если с помощью наших артистов они будут лучше понимать искусство, то это значит, что в их работе будет и частица нашего труда.
Поделиться: