«Если бы Альфред Шнитке дожил до наших дней, он, возможно, вдохновился бы на создание еще одной «Сюиты в старинном стиле». Эта мысль посетила меня во время концерта ансамбля «Московская мандолина», который состоялся на очередной «музыкальной пятнице» Шнитке-центра.
Создатель удивительного коллектива – бесспорный лидер в области исполнительства на мандолине и домре, народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных В.П. Круглов не впервые был гостем МГИМ имени Шнитке и даже установил замечательную традицию выступать в институте вместе со своими учениками. А ученики у Вячеслава Павловича - все как один музыканты титулованные, обладатели первых премий различных конкурсов.
В тот вечер в составе «Московской мандолины» выступали Александра Скрозникова и Екатерина Мочалова (мандолина, домра), гитарист Аркадий Резник (в концерте также участвовала пианистка Ольга Сильвестрова). Их успех у публики был поистине грандиозным, чему удивляться не приходится: «Московская мандолина» побеждала на таких значительных состязаниях, как международный конкурс «Виртуозы гитары-2006» или конкурс исполнителей инструментальной музыки «Серебряный камертон-2010» в Санкт-Петербурге.
Встреча с ансамблем и его лидером строилась как литературно-музыкальная композиция. Профессор Круглов рассказывал о новых оригинальных произведениях для мандолины и домры, которые тут же были представлены, и даже показал некоторые важные фрагменты из Концерта для домры с симфоническим оркестром Кирилла Волкова, хотя премьера этого сочинения еще не состоялась. (К концерту Волкова В.П. Круглов написал интереснейшие каденции: их исполнение доказало публике безбрежные технические и образно-смысловые возможности домры как солирующего инструмента). С неменьшим интересом аудитория восприняла сочинение для мандолины японского композитора Ясуо Кувахары – остроумную пьесу «Едем вместе», также исполненную Вячеславом Павловичем. В ней мандолина словно преобразилась - вписалась в тембровую сферу восточного инструментария.
В продолжение встречи В.П. Круглов коснулся некоторых вопросов импровизации в барочной музыке – в частности, в концертах Вивальди. Иллюстрировало замечания профессора исполнение Концерта для двух мандолин Вивальди - исключительно тонкая и полностью захватившая публику интерпретация. Кроме ансамблевых номеров в программу концерта включались и сольные выступления. Нельзя не отметить виртуозное мастерство Александры Скрозниковой, сыгравшей I часть Сонаты для мандолины Скарлатти, и великолепное прочтение Allegro из сонаты Моцарта Екатериной Мочаловой. Подлинный фурор вызвало блистательное Фанданго Боккерини.
Концерт-беседа как-то плавно и органично перетек в небольшой мастер-класс профессора Круглова, щедро делившегося с молодежью секретами исполнительского мастерства.
Поделиться: