С 18 ноября по 18 декабря в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки работает выставка «Совершенство звука и формы». На ней представлены шедевры итальянских скрипичных мастеров XVI – XVIII веков: 19 раритетов из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.
С нынешнего года Госколлекция вошла в состав музейного собрания, и это стало поводом для большого выставочного проекта: Музей имени Глинки решил поочередно демонстрировать наиболее интересные коллекционные экспонаты. Ранней осенью состоялась первая выставка под названием «Причудливая классика». И вот теперь можно увидеть создания Гаспаро да Сало, Николо, Антонио и Иеронима Амати, Антонио Страдивари, Гварнери дель Джезу и других выдающихся творцов «совершенства звука и формы».
Следующие этапы выставочного проекта будут столь же содержательны – это нетрудно предположить, зная о том, что наша Госколлекция является самым крупным из существующих в мире государственных собраний музыкальных инструментов. Она содержит 300 «единиц хранения», как говорят музейщики. И все эти инструменты, по словам реставраторов, - в прекрасном состоянии, а многие из них находятся в пользовании концертирующих музыкантов: у Госколлекции 100 абонентов.
История коллекции насчитывает свыше девяноста лет. Она возникла на базе нескольких частных собраний, но, может быть, самым важным по своему значению вкладом в ее создание стал щедрый жест коллекционера и мецената Константина Третьякова. Он подарил Московской консерватории (и тем самым - всем российским музыкантам) около тридцати смычковых инструментов работы Страдивари, Гварнери, Амати, Гранчино, Бергонци, Альбани, Маджини, Вильома. Третьяков выдвинул лишь одно условие: его дар предназначался для «употребления беднейшими учениками». И на всех инструментах, как того хотел даритель, играли небогатые, но исключительно талантливые молодые музыканты, ставшие впоследствии известными солистами и педагогами.
Начало советской истории коллекции связано с именем виолончелиста Виктора Кубацкого: по его инициативе было подано прошение «о создании фонда уникальных инструментов», вполне одобренное на правительственном уровне. В ноябре 1919 года нарком просвещения Анатолий Луначарский подписал распоряжение о создании наблюдательного комитета «для контроля над правильным использованием инструментов», которые отныне уже не принадлежали Московской консерватории. На первом этапе формирования Госколлекции с 1919 по 1924 годы (в процессе национализации собственности) было собрано 111 инструментов, и сегодня составляющие ее ценнейшую часть.
Шли годы, но не менялась изначально определенная задача Госколлекции - обеспечивать лучших музыкантов лучшими инструментами и тем самым заботиться о развитии российской исполнительской школы. В разное время на инструментах из Госколлекции играли Лев Цейтлин и Мирон Полякин, Борис Гольдштейн и Вадим Борисовский, Галина Баринова и Игорь Безродный, Леонид Коган и Давид Ойстрах, Рудольф Баршай и Мстислав Ростропович, Наталия Гуман и Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Сергей Стадлер и многие другие известнейшие исполнители. Эти инструменты регулярно выдаются молодым музыкантам для участия в конкурсах.
Заполучить один из тех 19 инструментов, что демонстрируются на выставке «Совершенство звука и формы», - наверное, самая сладкая мечта струнника. Ее основную часть составляют произведения искусства (не иначе!) мастеров легендарной кремонской школы – семейства Амати, Антонио Страдивари и Гварнери дель Джезу. В центре зала – виолончель работы Николо Амати (учителя Страдивари): на ней играл Мстислав Ростропович. Особо ценные экспонаты - 11 творений Страдивари: 9 скрипок, альт и виолончель. В отличие от других мастеров (например, Гварнери, который умер на 46-м году), Страдивари прожил долгую жизнь, создав не менее полутора тысяч инструментов. Его мастерство прошло несколько этапов – от подражания своему учителю (период «amatise») до «золотого периода» (1700 – 1720 гг.), когда инструменты Страдивари стали отличаться более ярким, насыщенным звуком, способным озвучить большие концертные залы. За год до смерти, в 1736 году Страдивари создал ставшую впоследствии знаменитой скрипку, вобравшую себя всю мудрость и умение мастера. Этот выдающийся экспонат выставки находился в руках Давида Ойстраха.
…Проход по выставке вызывает множество интригующих вопросов, и некоторые из них я задала сотруднику Госколлекции мастеру-реставратору Василию Викторовичу Вяткину.
- Что нужно сделать, чтобы получить столь редкий инструмент?
- Музыкант своей творческой биографией, своим профессионализмом должен доказать право взять инструмент из Госколлекции. Если речь идет об инструментах самого высокого уровня, то они выдаются, как правило, только на разовые ответственные мероприятия, как то запись или очень ответственный конкурс.
- Да, общаясь с исполнителями, я узнала, что кому-то инструменты выдаются на один или два раза, а кто-то использует их постоянно и хранит дома. Но каковы критерии выдачи инструментов и от чего зависит срок их эксплуатации?
- По редкости и состоянию сохранности инструменты делятся на несколько уровней. Инструментов так называемого высокого уровня – единицы, и не только в нашей коллекции, но и в мире. Такие экземпляры относятся к числу невыдаваемых. Например, представленный на выставке альт Антонио Страдивари. Альт – очень редкий инструмент этого мастера, и таких его творений едва ли насчитывается больше десятка в мире. Но есть инструменты не столь редкие, хотя, несомненно, тоже выдающегося качества. Они выдаются в абонентское пользование на долгий срок для активной творческой деятельности. Что же касается инструментов, подобных уровню кремонской школы, то они выдаются на очень ограниченное время – может быть, лишь на несколько часов, даже не дней.
- Каковы особенности реставрации инструментов Госколлекции?
- При всей сложности реставрации ценна изначальная целостность инструмента. То есть если инструмент падает и на нем появляется трещинка, - как бы гениально ни был устранен изъян, факта повреждения никуда не денешь, инструмент считается битым. Особенности реставрации коллекционных инструментов направлены на максимальное сохранение аутентичных частей. Если заменить одну из них, инструмент перестает быть подлинным. То же касается и обработки древесины (грунтовка, лак): часто в ущерб здоровью, зрению, мастера подолгу трудятся над сохранением этих подлинных материалов.
Интереснейшее пояснение дал один из наиболее опытных мастеров-реставраторов, сотрудник Музея музыкальной культуры Амиран Павлович Оганезов:
- Секрет мастеров итальянской школы безвозвратно утрачен. И беда в том, что сами итальянцы в начале XIX века в связи с появлением многих мануфактурных производств потеряли секрет грунта. Ведь от правильной грунтовки дерева зависит все. Многие профессиональные музыканты говорят о секретах итальянской лакировки. И они ошибаются. Секрет не в лаке – его мы почти нашли. Правильная грунтовка – вот главная составляющая. Грунт – это состав, которым покрывается «белый» инструмент еще до лакировки. Обычно лак портит звучание, въедаясь в дерево. А грунт предназначен для предохранения дерева от лака. Этот грунт также предохраняет инструмент от повреждений. Можно окунуть такую скрипку в воду, и она не пострадает! Вот что значит настоящий итальянский грунт.
…В день открытия выставки «Совершенство звука и формы» посетители Музея имени Глинки могли убедиться в неповторимости звучания коллекционных инструментов. Потрясающе восторженные отклики можно было слышать и от музыкантов, которые участвовали в концерте открытия. Вернее, именно от музыкантов - прежде всего. В их числе скрипачка Диана Пасько - лауреат международных конкурсов, студентка Московской консерватории (класс профессора М.С. Глезаровой), ответившая на мои вопросы перед выступлением на концерте.
- Диана, как состоялось ваше знакомство с инструментом из Госколлекции? Как скрипка Страдивари оказалась в ваших руках?
- Моя история общения с этими инструментами началась два месяца назад. Когда я обратилась в Госколлекцию, мне предложили на выбор около пяти скрипок. Все они имеют разные нюансы звучания, но в целом эти итальянские инструменты сходны между собой и отличаются от всех других особой мягкостью звука и ровностью тембра.
- Трудно ли было подружиться с новым инструментом?
- Любой инструмент, тем более такой, как этот, требует к себе особого подхода. Чтобы раскрыть в нем все грани его неповторимого звучания, нужно долгое время - несколькими часами здесь дело не ограничится. Чем больше познаешь этот инструмент, вживаешься в него, тем точнее представляется сравнение с огранкой алмаза. Чем дольше работаешь, «шлифуя» его грани, тем ярче его сияние в твоих руках!..
Поделиться: