1 сентября в Московском международном Доме музыки состоялся концерт гитарного трио из Белграда «Балканские струны». Сербские музыканты, впервые выступившие в России, подарили слушателям солнечное настроение в дождливый вечер, да и сами, кажется, были очень довольны приемом на московской сцене.
«Балканская культура – явление международное. И наша музыка – где-то свинг, где-то джаз, где-то классика, а где-то этника», - так глава коллектива Зоран Старчевич объяснял зрителям стиль игры своего семейного ансамбля, в котором выступают сам Зоран и два его сына: Никола и Желько. Сквозь призму балканских ладов и ритмов исполнители представляют фольклорную и авторскую музыку разных народов. Здесь и сиртаки, и летка-енка, и «Астурия» Альбениса, обработанные и смешанные с музыкой Балкан и собственной музыкой семьи Старчевич. Для любителей традиционного блюза у коллектива также припасен запас сочинений - в частности сольная композиция Зорана «Чикаго». Стилю трио до сих пор не придумали названия, но, вероятно, наиболее близким определением является «этно-джаз».
Основатель «Балканских струн» Зоран Старчевич – композитор, аранжировщик и продюсер, но прежде всего - один из лучших сербских гитаристов. Долгое время он занимался рок-музыкой и был весьма успешен на этом поприще. Сыновья Зорана Желько и Никола пошли по стопам отца, унаследовав его талант: они стали серьезными гитаристами. Композиции и аранжировки наряду с отцом делает старший сын Никола Старчевич - лауреат первой премии конкурса по композиции в США в категории «Мировая музыка» (2005 г.). Принесшее это победу произведении «Водяная мельница» также было представлено на суд публики в Доме музыке, и произвело очень яркое впечатление. Среди общих наград трио есть также первый приз итальянского фестиваля в Фивиццано (2004).
Первое, что поражает в «Балканских струнах», это невероятная слаженность коллектива. Музыканты полностью чувствуют друг друга, понимают друг друга с полуслова и даже с полувзгляда и полужеста, что бывает, пожалуй, действительно только среди близких людей. Поражает также и умение исполнителей заражать своей игрой, внушать слушателям ценное состояние причастности к исполнению. Но это и понятно, ведь большинство композиций в репертуаре трио проникнуты танцевальными ритмами, что делает их доступными для восприятия. Важнейшая, пожалуй, характеристика музыкантов из «Балканских струн» - это исключительная виртуозность их игры. Все три представителя семьи Старчевич - профессиональные академические музыканты и преподаватели музыки. И они регулярно выходят на лучшие сцены мира, доказывая публике, что настоящий профессионализм способен вознести несложные народные мелодии и танцевальные ритмы в ранг высокого исполнительского искусства, приближенного к лучшим традициям академической музыки.
Кроме традиций классического гитарного исполнительства сербское трио опирается на джазовую манеру игры, точнее - на так называемый «цыганский джаз», в особенности на стиль Джанго Рейнхарда. Его суть заключается в смеси методик игры на гитаре и банджо и активно задействованных «новых гармонических методах» (это, например, игра квартовыми аккордами в импровизации на гитаре). Рейнхард собрал свой стиль на основе цыганской музыки, свинга и новых техник игры. Такой микст оказался созвучен исканиям «Балканских струн». Одна из композиций трио - «Балканский цыганский свинг» – своеобразная дань поискам и находкам великого джазового гитариста.
Настоящим подарком для публики московского концерта «Балканских струн» стало исполнение «Русского танца» из балета Чайковского «Щелкунчик», смешанного с оригинальными мелодиями Николы Старчевич. Но, возможно, самым запоминающимся моментом программы была «Хава нагила», сыгранная тремя музыкантами одновременно на одной гитаре.
Зоран Старчевич и его сыновья уже успели покорить Европу и США. Жаль, что Россия до сих пор была обделена вниманием музыкантов. Однако Старчевич-старший обещал наверстать упущенное и при первой возможности снова приехать в Россию.
Поделиться: