Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.09.2018
ПРИКЛЮЧЕНИЕ ИТАЛЬЯНЦА В РОССИИ
Популяризация пастушьей артельной трубли (совместного ансамблевого музицирования рожечников) – такова цель Всероссийского открытого фестиваля «Русский рожок». Он прошел уже во второй раз – и снова в Нерехте.

На фестивальных афишах наряду с традиционными участниками – Нерехтским рожечным хором (п/у К. Сергеева), столичными ансамблями «Зубцы» и «Русичи», Московским хором рожечников и Лабораторией традиционной музыки России «Улица» (оба п/у Б. Ефремова), Клубом народного танца «Туда-сюда» (п/у И. Ахрамеева) – значились имена Аркадия Шилклопера, Сергея Старостина, белорусского волынщика Александра Журо, костромского гармониста Анатолия Куликова и петербургское трио «Лойко» (п/у С. Эрденко). Впервые комментарии со сцены звучали не только на русском, но и на английском языках: присутствовали гости из Испании, Германии, Норвегии, Италии, Швейцарии, Канады. Среди приглашенных был итальянский журналист, музыкальный критик, автор исследований и книг по социологии деревни Рокко Тури, который поделился с читателями «Играем с начала» заметками из личного «путевого дневника».

* * *

…Когда я получил приглашение на фестиваль «Русский рожок» от его директора Натальи Сергеевой, то сразу же дал согласие. Мне предстояла поездка на музыкальный форум, связанный с традициями, которые сформировали сильную природу русского человека. Я с нетерпением ждал встреч с незнакомыми людьми и с новой для себя территорией.

После экзотического ночного путешествия в плацкартном вагоне из Москвы мы прибыли в Нерехту. Удивительное ощущение, которое я испытал, едва сойдя с поезда: словно я здесь родился и меня встретили добрые соседи…

Усталость путешественника быстро прошла, и я полностью погрузился в программу фестиваля. Утром – сытный завтрак в отеле, днем – изучение быта горожан и селян, затем вечерние концерты и красивые дружеские посиделки за ужином с приятной беседой и коллективным пением русских застольных песен.

Как социолог я со специальным интересом наблюдаю за людьми, посещаю небольшие магазины, рынки, гуляю по старинным улицам, наслаждаюсь кофе и типичным русским пряничным десертом.

И вот я попадаю в театр (кинотеатр «Россия» – ред.). В фойе – выставка, посвященная древнему пастушьему музыкальному инструменту, на стендах множество старых фотографий, музыканты приветствуют гостей волшебными звуками рожков. Я стараюсь слушать рожок с закрытыми глазами и воображаю себе размеренный быт жителей этой безбрежной равнинной территории. Мелодии вдруг пробуждают во мне некую утерянную память: неожиданное щемящее чувство ностальгии, которого я прежде не испытывал нигде. Эта музыка возвращает к «воспоминаниям», в которых коренится история русского народа, я представляю себя современником Петра Великого… Рожок, услышанный в театральном фойе, – пока лишь первое «вкусовое» ощущение.

Вечернее шоу – с участием двух известнейших музыкантов Сергея Старостина и Аркадия Шилклопера – представляло собой многогранный калейдоскоп музыки. Русский рожок и швейцарский альпийский рог!.. Соединить звучание альпийского рога с человеческим голосом бескрайних русских полей, неподвижные, выдержанные «органные пункты» альпгорна с изысканной мелодической узорикой – такое искусство под силу только большим мастерам. Мультиинструменталиста Аркадия Шилклопера прекрасно знают в Европе и во всем мире. Но, поверьте, на фестивале в Нерехте он предстал в совершенно ином облике. Слышать его в дуэте со Старостиным – счастье. Признайтесь, давно ли вы испытывали по-настоящему счастливые мгновения на фестивалях, куда вас приглашают как критика?..

Еще одно эмоциональное потрясение – трио «Лойко». Выдающиеся виртуозы! Искрометные и ироничные комментарии Сергея Эрденко, его рассказы о своих легендарных предках – сказка? Нет, все правда. Я верю здесь всему. Знаменитый цыганский скрипач Лойко Зобар играл так искусно, так трепетно, что на его игру откликались лесные звери. Собственно, при чем тут цыгане и рожки? Оказалось, неслучайно: пастух, который пасет стадо в ближайшей к Нерехте деревне Григорцево (там очень музыкальные коровы!), – цыган. Пастух, кстати, очень хороший, в чем мы убедились сами.

Мне часто приходится бывать на международных фестивалях. Но еще ни разу не доводилось вставать в половине четвертого утра, чтобы отправиться на афишное мероприятие. Нерехта стала исключением. В 4.00 мы были в Григорцеве на выпасе коровьего стада. Здесь рожки звучали в естественных условиях, и это было прекрасно. Благодаря мелодиям, льющимся на просторе, ты ощущаешь природу всеми фибрами души. Восторженные эмоции превращаются в глубокие чувства. Может быть, это и есть русский дух?..

Все музыканты – и те, кто умело играет на рожке, и кто просто умеет, – сначала музицируют вместе, затем начинаются сольные импровизации. У каждого – своя манера исполнения, свои мелодии и короткие мотивы. Вот интересно: на пленэре рожечники – свободные люди, растворяются в природе и в звуках музыки. Когда они все до одного выходят на сцену и начинают играть вместе, этот сводный хор кажется мощным львиным ревом.

Нам объяснили, что в наши дни на рожках не играют ни во время выпаса, ни даже на ярмарках; вот почему родился этот фестиваль – чтобы напомнить людям об их корнях, продолжить развитие ансамблевого исполнительства и усовершенствования инструмента. Мне показалось – я даже уверен, – у пастушьего рожка бесконечные музыкальные возможности. Он – один из самых ранних традиционных русских инструментов и потому заслуживает спасения от забвения. Фестиваль – хорошая возможность для реставрации традиций рожечной игры.

Наши познания о рожках расширились благодаря мастер-классам open air, которые провели рожечники-нерехтчане: Сергей Киселев и Костя Сергеев. Некоторым из нас даже было дозволено подуть в рожок!..

Было и посещение Святой Троицы – главной церкви Нерехты, с восхождением и знакомством со звонарем. По-моему, звонари – святые люди… Нам как гостям фестиваля было интересно все, в том числе посещение Лавровской фабрики. Там мы наблюдали за изготовлением традиционной русской матрешки и других «игровых артефактов». В селе Незнаново – туда мы приехали после утренних луговых «экзерсисов» – царила атмосфера шумного и беззаботного веселья с аутентичными напитками, закусками и, конечно, с музыкой и старинными русскими танцами. Я много фотографировал. Но как, скажите, можно запечатлеть в кадре вкус лучшей икры, которую я когда-либо ел? Или сохранить аромат старинных русских песен, которые напевали нам местные бабушки?..

И вот произошло событие, которое стало сенсацией фестиваля. Торгейр Вассвик, известный норвежский музыкант, певец, мультиинструменталист, носитель традиционной древней саамской культуры, представил эксперимент – композицию с русскими рожками. После недолгой подстройки родилась импровизация. Борис Ефремов, Сергей Киселев, Роман Марченко, Константин Сергеев и Торгейр Вассвик сотворили музыкальное чудо. Появление необычного квинтета на вечерней сцене вызвало большое изумление публики – никто не ожидал такого «поворота».

Фестиваль «Русский рожок» – мое сумасшедшее, восхитительное музыкально-этнографическое приключение, где гала-концерт плавно перетекал в гала-ужин. И вряд ли я забуду этих милых гостеприимных людей и их шоколадные подарки, эту традиционную русскую музыку, которую не услышу в Европе.

На снимке: Фестивальные гуляния в Незнаново

Фото Людмилы Павличковой

Перевод Людмилы ОСИПОВОЙ

Поделиться:

Наверх