- С некоторых пор Московская консерватория стала регулярно проводить в августе Международную летнюю школу. Такая практика была и в прошлые времена, но прервалась, и вот несколько лет назад школа снова заработала как система мастер-классов. Как оказалось, это невероятно интересно международной музыкальной общественности, потому что летняя школа Московской консерватории – единственная для многих возможность оказаться в самом центре музыкального образования России и позаниматься с великолепными педагогами. Обычно к нам приезжает от 30 до полусотни человек. У нас есть общежитие, небольшие гостевые квартиры - в общем, мы как-то умудряется размещать этот народ. Имея в виду реконструкцию консерватории, которая сейчас идет, и запланированное расширение общежития и гостевого дома, мы намерены в будущем развиваться в сторону увеличения слушателей школы.
К нам приезжают музыканты разных специальностей - скрипачи, вокалисты, клавесинисты, но больше всего пианистов, в том числе и тех, кто совершенствуется в концертмейстерском искусстве: рояль лидирует. Возраст учащихся разный, и в этом смысле школа достаточно демократична. Есть и маленькие дети 8-9 лет, есть и очень зрелые люди - педагоги в настоящем или прошлом, концертирующие музыканты и даже те, кто рассматривает занятия в летней школе как форму познавательного туризма (но таких незначительное меньшинство). Основной массив составляет студенчество. Ребята из разных стран приезжают сюда, в основном, для того, чтобы попробовать свои силы и получить консультации педагогов, а потом попытаться поступить в Московскую консерваторию. Многие действительно поступают.
В этом году у нас обучаются исполнители из 12 стран. Кстати, характерная примета нынешнего времени: представители одной страны получают профессиональное образование в другой, а на мастер-классы приезжают в третью. Скажем, у нас совершенствуется исполнительница из Азербайджана, которая является студенткой академии музыки в норвежском Бергене. Или грузинский музыкант из музыкальной академии в Швейцарии (он, к слову, один из наших бывших выпускников).
Сопутствующий международной школе и также международный фестиваль «Собираем друзей» решает сразу несколько задач. Во-первых, он обеспечивает культурную программу для тех, кто учится в нашей летней школе. Учащиеся получают возможность и заниматься в стенах консерватории, и здесь же слушать игру ее педагогов, студентов и аспирантов, то есть видеть самым непосредственным образом - кто, кого, чему и как здесь учит. У них также есть возможность услышать музыку разных стран мира, разных национальных традиций - мы об этом специально заботимся, составляя фестивальную афишу. В этом году в ней 20 концертов.
Но фестиваль - это и возможность предоставить площадку для самих учеников летней школы. Лучшие из них по окончании занятий выступают в Рахманиновском зале, и для большинства это просто уникальный случай сыграть на престижной московской сцене.
И еще один важный момент. Не секрет, что музыкальная Москва в августе живет очень скромно, в отличие от многих других культурных столиц мира. Академические концертные залы, как правило, закрыты, и в целом мало что происходит. По этой причине московские меломаны давным-давно уже высказывали пожелание, чтобы в консерватории не прекращалась концертная жизнь. И вот теперь в августе очень многие люди с удовольствием приходят в Рахманиновский зал на наши концерты. Так что фестиваль, конечно, решает и общекультурную задачу, насыщая не слишком богатую событиями московскую жизнь в конце лета. А к безусловным событиям фестиваля нынешнего года относятся, например, мировые премьеры сочинений современных композиторов. Так, в программе, подготовленной Базельской академией музыки - сочинения швейцарских авторов. А 30 августа на концерте «Сияющие трубы» прозвучит новая музыка для духовых композиторов из США.
Интересно наблюдать на нашем фестивале, как, скажем, индийские исполнители играют европейскую музыку. Или как студенты и аспиранты Московской консерватории выступают с программами из произведений традиционной музыки Азии. Они изучают музыкальную культуру не только Европы, но Китая, Индии, Кореи, страшно этим интересуются, учат языки и играют на традиционных инструментах этих регионов. И, конечно, все мы видим, с каким вниманием представители азиатских культур осваивают музыкальные достижения Европы и России.
Правда, взаимному интересу культур все больше угрожает глобализация с ее стиранием различий и унифицированным мировосприятием. Однако эта тенденция, я уверена, еще встретит сильное противодействие. Внутри каждого человека заложено стремление к самоидентификации, в любой душе есть интерес к индивидуальности - и собственной, и чужой. Именно этим я объясняю невероятный интерес к музыкальным традициям разных регионов мира. Вот, например, как только мы объявили в фестивальной программе два концерта корейской музыки, у нас тут расхватали почти все билеты. Эти корейские программы были действительно очень интересными: они представили музыку старинной придворной традиции, а также шаманских обрядов, высоко культивированных в Корее, и современные сочинения, написанных, однако, для национальных инструментов.
Все это людям интересно так, как бывает интересно только человеческое взаимопознание. И наш фестиваль помогает им в этом.
Поделиться: