УВЕРТЮРА
А. Биленький: В какой-то момент, шесть лет назад, я понял, что такой конкурс совершенно необходим России. Не только лишь оркестровых ударных инструментов, эти конкурсы все-таки есть, я понял, что должны быть разные номинации: и ударная установка, и мультиперкуссия, и виброфон, и маримба, и так далее. Мы начинали с малого, у нас было всего три: оркестровые ударные, ударная установка и ансамбль. И за эти годы наш детский конкурс превратился в международный молодежный фестиваль, на который в этом году поступило больше тысячи заявок из многих стран.
Выпускник Харьковской консерватории Александр Биленький воспитывался на классическом репертуаре и всегда считал, что классика дает прекрасную базу и фундамент любому музыканту, даже в тех случаях, когда тот начинает работать в эстрадном направлении. Лучшее свидетельство его правоты – профессиональная биография самого А.Г. Биленького. Когда-то он работал в оперном театре, играл в оркестрах, десять лет работал на Северном Кавказе, пережив все кавказские войны... (Вместе со своими товарищами спасал библиотеку сухумского оркестра.) В одном из разговоров признался коллегам, что ему больше всего нравится играть классическую музыку, хотя, будучи мультиперкуссионистом, он одинаково легко играет фактически любую.
В год 100-летия со дня рождения Д. Шостаковича он гастролировал по всей Европе: играл на ксилофоне финал Первого скрипичного концерта с берлинским оркестром. Во Франции его пригласили в «Мулен-Руж»–сыграть знаменитый «Чардаш» В. Монти, но с определенным условием. (Отмечу, что на Западе ксилофон не используется как солирующий инструмент, разве что в цирке.) Так вот, условие, видимо, придумал большой шутник, так как играть следовало на накрытом ксилофоне и с закрытыми глазами. Александр сыграл блестяще!
А. Биленький: Вообще между нашей и западной школой очень большая разница. Мы здесь, в России, исполняем на ксилофоне классику: Чайковского, Шостаковича, Баха. Там это совершенно не практикуется. И еще. У западных барабанщиков техника мелкая, рудиментарная. Русские ударники играют многие вещи на отскоке, на рикошете. Это просчитать невозможно. Когда Бутов приехал с Большим театром в Америку, то многие ударники приходили посмотреть на это «российское чудо» – рикошетную дробь.
Продвигать идеи А.Г. Биленький умел всегда. О таких людях в прежние времена говорили как об энтузиастах. Времена поменялись, но такие люди есть, автор идеи грандиозного фестиваля-конкурса «Парад ударных инструментов» – один из них. Он хотел детский конкурс – и организовал его. Уже на третий раз приехали участники из Белоруссии, Казахстана и Эстонии. Кстати, в тот год он познакомился со многими потрясающими ударниками, которые именно в России хотели создать такое движение. Не сказать, что ударных конкурсов в тот момент не существовало, к примеру был конкурс Г.К. Лукьянова, но проводился он для музыкантов практически сложившихся. Александр Григорьевич, будучи не только исполнителем, но и блестящим педагогом по призванию, мечтал о детском фестивале-конкурсе. Среди его единомышленников оказался Рууд Винер – композитор-перкуссионист из Нидерландов, один из основателей группы New Percussion Group of Amsterdam. Идея нашего Александра его настолько увлекла, что музыканты проговорили нескольких часов после конкурса, и Рууд Винер, опираясь на обширный опыт, написал рекомендации, как сделать это соревнование не просто международным, а по-настоящему знаковым. Исполнительный президент Федеральной палаты культуры Евгений Потапов воспринял этот проект как родной и по сей день помогает с организацией фестиваля. В этом году он взял на себя обязанности по контакту с регионами и освещению мероприятий в СМИ.
А. Биленький: Пришло время для таких фестивалей! Молодежь почти массово стремится попасть в класс ударных, раньше столь популярным был баян. В ДШИ г. Видное три преподавателя работают по этому направлению, обучают 80-90 учащихся – и все равно стоят очереди будущих ударников. Мы хотим мотивировать руководство школ, районов, регионов покупать ударные инструменты, открывать классы и студии. Хотим проводить наш конкурс в нескольких городах, может быть, в каждом городе – только свою номинацию. Мы можем делать все это сначала в одном городе, потом в другом…
Еще одна черта характера Александра Биленького – скрупулезность: сейчас он тщательно обдумывает, нужен ли предварительный отбор на следующий фестиваль по видеозаявкам, и все больше приходит к выводу, что в этой части работы допускается некорректность. Таких заявок очень много, и у отборочного жюри нет возможности разбираться с технической стороной каждой из них: видео может быть склеенным, звук от одной записи, само видео от другой. Необходим эксперт, чтобы разобраться, подлог это или нет.
А. Биленький: Видео – это не показатель. Ведь, кроме возможности подлога, есть еще момент: не все города России могут позволить себе съемку такого качества, которая позволяла бы дать точную оценку исполнения и исполнителя. Кого-то будут снимать на профессиональную камеру, а кого-то – мама на мобильный телефон, а мы потом можем ошибиться именно из-за некачественного видео, а не качества выступления. Лучше тогда сделать отборочный тур. Для такого конкурса 5-6 дней – вполне нормально.
Любовь к музыке и к детям – то, что ведет профессиональной дорогой не только исполнителя, но прежде всего педагога. Сам по себе фестиваль не только для его зрителей, но и для участников – грандиозное, зрелищное действо.
А. Биленький: Фестиваль крайне важен для детей, которые в нем участвуют, прежде всего, с профессиональной точки зрения. Многие из старших участников уже почти состоявшиеся профессионалы, а детям конкурс дает критерии, планку, до которой предстоит допрыгнуть, и почти автоматически повышает их уровень как инструменталистов. Не меньше пользы он приносит и преподавателям: с помощью МГИК я сумел дать им возможность пройти курсы повышения квалификации. В отличие от обычных курсов, которые организует методический кабинет, здесь они буквально варятся в самом процессе: в течение 5-6 дней смотрят, учатся и видят, как работают их коллеги. И это – важная особенность нашего конкурса, до нас никто ничего такого не делал, я знаю, о чем говорю: сам участвовал в традиционных курсах, меня каждый год на них приглашают провести занятия…
ФИНАЛ
Е. Потапов: Мы были вынуждены прекратить прием заявок от участников раньше срока из-за их немыслимого количества. Трудно представить, что этот фестиваль был когда-то областным, что первое мероприятие состоялось в подмосковном Видном всего-то в 2016 году. В шестой раз конкурс собрал тысячи юных талантов из многих зарубежных стран. В жюри – звезды российского и зарубежного исполнительства на ударных инструментах, которые во время конкурса делились секретами виртуозной игры на мастер-классах и выступали на площадках Москвы. А самое зрелищное мероприятие – это конкурс маршевых ансамблей ударных инструментов и духовых оркестров с элементами дефиле, выступление на ударной установке и национальных ударных инструментах.
И вот, на Воробьевых горах перед московским Дворцом пионеров – девочки-барабанщицы в платьицах цвета российского триколора, с ними фотографируются студенты Ушаковского университета. Внутри здания все кипит, рокочет, все ярко и бравурно – вот-вот начнется выступление участников DrumsfestRussia в самой зрелищной номинации «Дефиле».
Победители в номинациях «Маршевые духовые» и «Ударные оркестры» получат право выступить на Международном военно-музыкальном фестивале на Красной площади «Спасская башня – детям 2016». Для участников фестиваля-конкурса и всех гостей вход свободный. В конкурсе участвуют как состоявшиеся музыканты-профессионалы, так и юные артисты. 10 номинаций, в которых заявлены возрастные категории от 7 до 28 лет. Среди них – курсанты военных учебных заведений, оркестры и ансамбли детей из многодетных семей и детей-сирот…
Нынешний конкурс DrumsfestRussia получил активную поддержку Целевой федеральной программы Министерства культуры РФ и «повзрослел»: превратился из детского в молодежный, хотя детей-участников, собравшихся в этом году, по-прежнему много. Возраст участников поднялся до 28 лет, приехали из 38 регионов России и 16 зарубежных стран. Такая география не может не впечатлить! США, Франция, Нидерланды, Куба, Казахстан, Украина, Эстония, Белоруссия.
Не напрасно в своем приветствии участникам фестиваля министр культуры Владимир Мединский обратил внимание на особую значимость «Парада ударных инструментов». Заинтересовались мероприятием и в Минобороны РФ!
Творческие состязания проходили в номинациях: «Соло на оркестровых ударных инструментах», «Классический ансамбль ударных инструментов», «Маршевые ансамбли ударных инструментов с элементами дефиле», «Духовые оркестры с элементами дефиле», «Ансамбли этнических ударных инструментов и оригинальный жанр», «Ударная установка – соло», «Маримба-соло», «Вибрафон-соло», «Мультиперкуссия и литавры», «Малый барабан-соло». Некоторые были выделены в самостоятельные лишь в этом году, по итогам прошлого конкурса, в связи с переходом на международный статус. Где-то окончательное решение жюри принималось в один тур (например, выступления маршевых ансамблей с элементами дефиле), где-то нужно было пройти два тура. В некоторых номинациях (ксилофон, маримба, виброфон) II тур предполагал произвольную программу на выбор участников, в других (ударная установка) программа II тура определялась произвольным выбором жюри, а участник должен был сыграть назначенное ему произведение с Центральным пограничным ансамблем ФСБ России… без репетиций! Такой формат позволяет лучше понять, насколько хорошо исполнитель владеет мастерством, умеет ли работать в ансамбле, следит ли за дирижером, определить множество других, столь же важных качеств.
Притом что самым младшим участникам по 6-7 лет, участвовать в нем смогли и студенты начальных курсов музыкальных вузов и училищ, ребята, занимающиеся, к примеру, в рок-студии. С одной стороны, это привлекательно, потому что любой, кто чувствует в себе талант, силы и кураж, смог подать заявку и выступить. С другой, это огромная нагрузка на организаторов и частично на судей.
Звездный состав судейства подтвердился: вошли наиболее авторитетные и интересные исполнители со всего мира. То, что конкурс из года в год сопровождается выступлениями и мастер-классами членов жюри, – большой подарок и участникам, и их преподавателям, и слушателям.
Франческа Сантанджело (член жюри, Италия): Я очень благодарна за приглашение. Это музыкальный форум очень высокого уровня, я знаю, о чем говорю, потому что и сама делаю похожий фестиваль в Италии. Мы с братом Клаудио Сантанджело тоже в составе жюри и возможно подумаем о том, чтобы пригласить на свой конкурс некоторых музыкантов.
Выход на новый уровень, поддержка со стороны мэрии Москвы и Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» позволили задействовать несколько площадок: во Дворце пионеров проходили прослушивания участников, в Зеленом театре ВДНХ все желающие могли насладиться искусством и мастерством жюри. Было совершенно неожиданно увидеть, как после выступления Демиана Шмитта ударник-суворовец воодушевился и в своем заключительном соло «выдал» позаимствованных у Шмитта пару-тройку особо эффектных приемов, да еще и от себя прибавил, словно желая перещеголять заморского гостя. Сработала (!) идея конкурса: свое сохранить, а лучшее перенять. И в этом отношении смешанный состав жюри, объединивший музыкантов из разных стран, позволил обменяться опытом максимально мощно.
Важно и то, что конкурс поддерживают ведущие фирмы – производители музыкальных инструментов. На втором этаже Дворца пионеров проходила выставка ударных и, конечно же, мальчишки-конкурсанты (а так уж сложилось, что среди участников все-таки представительниц прекрасного пола меньше) место рядом с новенькими ударными установками друг другу уступали неохотно, зато пробовали инструменты с большим воодушевлением. Yamaha, Mapex, Forte, Bergerault, D`Addario, Evans и другие не только выставили свои изделия, но и вручили их в награду победителям. Особенно радовались этому самые юные: у них зачастую своих инструментов нет, только школьные.
В этом году перспективы для лауреатов еще более захватывающие: помимо призов и Гран-при участники будут приглашаться к выступлениям. Кто-то в сентябре выступит на Международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня», на кого-то обратили внимание зарубежные гости. Сами устроители конкурса подумывают о том, чтобы расширить географию, сделав конкурс на два города: Москву и Санкт-Петербург, а в октябре-ноябре запланированы мероприятия в Северной столице, а кроме того, в Красноярске и Владивостоке.
То, что конкурс «Парад ударных инструментов» и в самом деле оказался совершенно необходимым, теперь кажется очевидным не только его устроителям, но и всем-всем-всем. К всеобщему восторгу гуляющих, уже после конкурса прошло выступление маршевых ансамблей с элементами дефиле на центральной аллее ВДНХ, а гала-парад лауреатов, приуроченный ко Дню защиты детей, состоялся под стенами Кремля, в Александровском саду.
Как справедливо заметил мэр Москвы Сергей Собянин, «замечательные концерты, смотры, мастер-классы гармонично дополняют творческое и дружеское общение артистов, говорящих на одном языке – языке музыки».
ОРГАНИЗАТОРЫ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА
«ПАРАД УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» DRUMSFESTRUSSIA
– Фонд содействия развитию культурно-просветительских, историко-патриотических движений и организаций «РусКультФонд»;
– Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Федеральная Палата культуры»;
– Под эгидой Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня».
– В рамках фестиваля «Москва-детям» при поддержке Правительства Москвы.
Поделиться: