Top.Mail.Ru
АРХИВ
12.05.2012
ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ

С 24 по 26 апреля в Ульяновске проходил Всероссийский форум педагогов в сфере культуры «Современные аспекты развития творческих учебных заведений. Преемственность в образовательных процессах детских школ искусств и средних специальных учебных заведений». Пять докладов на пленарном заседании, три круглых стола, общественная дискуссия и молодежное ток-шоу, научно-практическая конференция и мастер-классы, презентация единой информационной системы «Музыка и культура», телемост Бобруйск - Москва - Ульяновск, концерты и экскурсии составили программу трехдневного пребывания в Ульяновске около 200 участников форума из российских городов и даже зарубежных стран. Не претендуя на полный охват проблематики форума, «Играем с начала» предлагает «избранное» - выступления трех участников, публикуемые в незначительном сокращении.

ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ
Проректор по учебной и организационно-методической работе Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма С.Ф. Максимова посвятила свой доклад современным аспектам развития системы дополнительного профессионального образования.
В современных условиях инновационного развития России и модернизации экономики крайне важным является сохранение высокого качества дополнительного профессионального образования как главного инструмента профессионального развития кадрового потенциала страны. Приоритеты целей дополнительного профессионального образования все больше должны смещаться от трансляции информации к развитию креативных способностей, а также приоритетам формирования гуманистических ценностей и социальных навыков сотрудничества.
Как отмечают исследователи, современное дополнительное профессиональное образование должно находить оптимум между удовлетворением потребностей в специализированных, прикладных и фундаментальных, общенаучных, междисциплинарных знаниях и умениях. Отсюда следует повышение роли гуманитарного знания и аксиологического подхода в современном образовании.
Кроме того, современная система дополнительного профессионального образования организационно и содержательно нацелена на высокий уровень качества и характеризуется:

  • динамизмом, практической направленностью и повышенной информативностью образовательного процесса с использованием передовых педагогических, информационных и социальных технологий;
  • системностью и преемственностью в удовлетворении профессиональных, образовательных и иных социально значимых запросов заказчиков и потребителей образовательных услуг;
  • четко выраженной ориентацией всех участников образовательного процесса на определенную модель современного квалифицированного специалиста;
  • интенсивным коллегиальным взаимодействием, совместным профессиональным и социальным поиском преподавателя (наставника, консультанта) и слушателя.

Все вышеперечисленное предъявляет серьезные требования к качеству дополнительного профессионального образования. Однако в нормативных правовых актах РФ не предусмотрены реальные государственные механизмы контроля обеспечения качества в сфере дополнительного профессионального образования. Федеральные нормы, регулирующие деятельность системы повышения квалификации работников образования, имеют так называемый рамочный, предельно общий характер, часто не отражающий отраслевую специфику повышения квалификации специалистов.
По состоянию на июнь 2011 г. федеральные государственные требования в порядке, установленном соответствующими законами РФ, утверждены только к двум программам дополнительного профессионального образования. Таким образом, программы дополнительного профессионального образования постепенно (в связи со сроком окончания государственной аккредитации) лишаются права прохождения процедуры государственной аккредитации, определяющей соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям. Организации, реализующие программы дополнительного профессионального образования, утрачивают право выдачи документа государственного образца слушателям, обучавшимся по таким программам.
Современная государственная стратегия в области образования направлена на обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных организаций, представляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию. Это полностью относится и к системе дополнительного профессионального образования. Конкуренция на рынке программ дополнительного профессионального образования должна обеспечить:

  • повышение качества и условий предоставления программ дополнительного профессионального образования;
  • прекращение сложившейся практики прохождения повышения квалификации для «галочки» перед процедурой аттестации;
  • формирование рейтинга лучших, наиболее востребованных программ и организаций, их реализующих.

В настоящее время система дополнительного профессионального образования переживает процесс своеобразной реструктуризации. Продолжается рост ее масштабов, увеличивается разнообразие дополнительных профессиональных образовательных программ. В связи с появлением новых программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов меняется содержание и организация дополнительного профессионального образования, возникает потребность в использовании новых образовательных технологий, развитии дистанционных форм обучения.
Переход к рыночным отношениям в сфере дополнительного профессионального образования отражает общую политику государства и имеет под собой достаточные основания. Отказ от документов государственного образца в дополнительном профессиональном образовании и перенос центра ответственности на содержание образовательных программ и качество их реализации на образовательное учреждение – это шаг, направленный на формирование свободного конкурентного рынка образовательных услуг. Потребитель, как правило, не просто выбирает некую программу некоего образовательного учреждения - он уже участвует в проектировании этой программы, добиваясь соответствия ее своим целям. Результатом должны стать сформированные профессиональные компетентности, т.е. выраженные (проявленные) способности применять полученные знания и умения на практике.
Успешность профессионального развития слушателей определяется качеством образования. Оно включает диагностический, информационный и учебный аспекты, результаты которых и определяют уровень работы системы дополнительного профессионального образования. Образовательные программы дополнительного профессионального образования подразделяются на два вида: программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.
Образовательные программы повышения квалификации, являясь программами практико-ориентированными, должны оперативно откликаться на вызовы современности, социальные и профессиональные изменения, происходящие в обществе. Данный вид программ настроен на вариативность, гибкость методов, форм и условий обучения (включая разнообразие сроков обучения), на обмен передовым опытом, изменение стереотипов, углубление понимания проблем путем организации практической работы, требующей нового видения, новых навыков. С этой точки зрения программы повышения квалификации не нуждаются в единых федеральных государственных требованиях и естественно выходят на свободный конкурентный рынок образовательных услуг. В отличие от программ повышения квалификации образовательные программы профессиональной переподготовки носят комплексный системный модульный характер:

  • включают в себя инвариантный научно-методологический модуль, ориентированный на современный уровень развития отрасли;
  • предусматривают преемственность по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам СПО и ВПО;
  • учитывают требования профессиональных стандартов и (или) квалификационные требования, утвержденные в порядке, установленном правительством Российской Федерации по соответствующим должностям, профессиям, специальностям.

Данный вид программ направлен на формирование новых компетентностей, позволяющих слушателю реализовывать дополнительный вид деятельности. Это управленческие, педагогические, организационно-методические компетентности – для педагогических работников образовательных учреждений сферы культуры и искусства; современные управленческие и специальные компетентности в области театрального, музейного и библиотечного дела, социально-культурной деятельности и др. – для специалистов различных учреждений культуры. Качество процесса профессиональной переподготовки определяется наличием большого набора методик выявления профессиональных затруднений будущих специалистов; свободным владением соответствующими методиками преподавателями учреждений повышения квалификации; наличием информационного банка о профессиональных затруднениях слушателей разных специальностей.
Обучение по программам профессиональной переподготовки осуществляет профессорско-преподавательский состав, ведущие специалисты отрасли, авторы программ, учебников, монографий, учебно-методических пособий, ведущие деятели науки, культуры и искусства. Наряду с интенсивной образовательной учебной деятельностью профессорско-преподавательский состав ведет многогранную научно-исследовательскую работу. Отсутствие федеральных государственных требований для подобного вида образовательных программ и в связи с этим отсутствие процедуры аккредитации может привести к снижению их статуса, потере научной и методологической основы стратегии образования взрослых – «образование через всю жизнь». Дело не только в «потере» документа государственного образца, но в полном «уходе» государства от контроля содержания и качества программ профессиональной переподготовки, ответственности за сохранение научного и педагогического кадрового потенциала образовательных учреждений, реализующих эти программы.
Особое место в системе дополнительного профессионального образования должны занимать специализированные федеральные государственные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (по отраслям) в качестве опорных научно-методических и образовательных и ресурсных центров, деятельность которых направлена, в том числе, на:

  • координацию деятельности образовательных учреждений дополнительного профессионального образования субъектов Российской Федерации,
  • мониторинг состояния и кадровых потребностей отраслей,
  • научно-методическое сопровождение и апробацию образовательных программ,
  • подготовку лекторского состава для регионов и др.

Именно таким учреждением является единственное в отрасли культуры специализированное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма».
Исходя из сказанного и учитывая необходимость сохранения и поддержания высокого качества дополнительного профессионального образования, считаем необходимым и целесообразным внести в проект ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» позицию о сохранении федеральных государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки по всем отраслям, в том числе отрасли культуры и искусства. Необходимо также расширить полномочия учредителей (министерств и ведомств) в отношении деятельности федеральных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, являющихся для них подведомственными в части:

  • разработки и утверждения федеральных государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки для отрасли (по согласованию с Минобрнауки России),
  • формирования государственного заказа на повышение квалификации кадров отрасли,
  • определения контрольных цифр приема и пр.

Позвольте завершить выступление цитатой из доклада Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище»: «Следует продвигать концепцию образования на протяжении всей жизни со всеми ее преимуществами – гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве… Подобное образование помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Оно должно позволить человеку понять самого себя и окружающую среду и содействовать выполнению социальной роли в процессе труда и жизни в обществе».

Поделиться:

Наверх