Top.Mail.Ru
АРХИВ
03.11.2011
ВСТРЕЧА КРЕАТИВНЫХ ПЕДАГОГОВ
«Креативная музыкальная педагогика» - этой теме был посвящен региональный форум преподавателей ДМШ и ДШИ, прошедший в Детской музыкальной школе города Заинска, районного центра Татарстана. Форум собрал около 100 участников, приехавших в Заинск из Альметьевска и Набережных Челнов, Нижнекамска и Бугульмы, Буинска и Нурлата, Агрыза и Джалиля, Новошешминска и Камских Полян. Его представительность объяснялась не только заинтересованностью в креативной педагогике - теме, которая так широко впервые обсуждалась в Татарстане. В этом году ДМШ Заинска отмечает свое 50-летие, и форум стал первым мероприятием, приуроченным к юбилею.

Музыкальная школа появилась в Заинске, когда это был еще поселок городского типа, выраставший в связи с начатым в 1956 году строительством Заинской ГРЭС для обеспечения электроэнергией нефтепромыслов на юго-востоке Татарии. Государственная задача и стратегия этой стройки поначалу не предполагали культурных учреждений, однако очень скоро стало ясно, что молодому развивающемуся городу требуется собственный источник культуры. Так в 1961 году в Заинске появилась музыкальная школа, которой суждено было превратиться в настоящий очаг, несущий заинцам свет и тепло.

Педагоги и ученики школы участвовали во всех событиях поселка, а затем, с изменением статуса, и города Заинска: выступали с концертами на ГРЭС, в школе и в детском саду, ставили различные музыкальные спектакли и даже оперы. Благодаря организаторскому таланту и творческой жилке первых директоров - Миронова А.А., Чекменева К.А. и Арш Ф.И. - у музыкальной школы образовалась армия поклонников среди детского и взрослого населения Заинска. С приходом на роль руководителя Н.А. Назаровой авторитет школы вырос еще больше, и получение музыкального образования стало в Заинске правилом хорошего тона. Бывшие выпускники приводили в «музыкалку» своих братишек и сестренок, затем детей, и так рождались семейные династии музыкантов. Плоды творческих начинаний директора Назаровой ощущаются до сих пор, хотя Нина Александровна уже передала бразды правления бывшей выпускнице школы Анне Красновой. За то небольшое время, что новый директор Анна Вячеславовна Краснова провела в руководящей должности, школа полностью преобразилась. Накануне 50-летнего юбилея проведен капитальный ремонт и сделаны многие важные приобретения, в том числе закуплены новые музыкальные инструменты.

Заинская ДМШ сегодня на 60 % состоит из выпускников школы и представляет собой сплоченную команду единомышленников, перед которыми стоит одна цель - научить любить и понимать музыку. Каждый педагог ищет действенные способы активизировать интерес детей к учебному процессу: проводит всевозможные мероприятия по собственноручно написанным сценариям, конкурсы, праздники, участвует в концертах, личным примером вдохновляя учеников.

В школе насчитывается свыше 20 различных коллективов – огромная цифра для небольшого провинциального учреждения культуры! Среди них – эстрадно-симфонический оркестр и оркестр народных инструментов, старший и младший хоры. А еще ансамбли скрипачей, виолончелистов, домристов, балалаечников. Есть также инструментальное трио «Элегия», вокально-инструментальные ансамбли «Ювента», «Веснушки», «Лель», «Кубәләк» и «Дважды два», татарский фольклорный ансамбль «Чылтыр чишмә». Каждый из трехсот обучающихся детей является артистом какого-либо коллектива, а порой и сразу двух. При столь активном творческом подходе к обучению неудивительно, что и ученики, и педагоги школы неизменно успешно участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня - от регионального до международного.

«Креативная музыкальная педагогика» - можно сказать, родная и очень понятная для преподавателей ДМШ Заинска тема, ведь то, как они работают, вполне отвечает представлениям о креативности. И все же форум, который вывел эту тему на широкое обсуждение, открыл для всех его участников немало нового. Его основными вопросами стали нестандартные, новаторские по самой своей сути подходы к преподаванию музыки, использование современных технических средств обучения.

Значительный вес форуму придало участие в нем проректора по научной работе Казанской консерватории, доктора искусствоведения, профессора А.Л. Маклыгина, ставшего центральной фигурой, вокруг которой сосредоточились, пожалуй, самые яркие события педагогической встречи. Огромный интерес вызвал мастер-класс А.Л. Маклыгина. В своей педагогической деятельности Александр Львович обращается к практике преподавания XVII – XVIII веков, когда музыкант воспитывался как композитор, импровизатор и исполнитель одновременно. В силу этого между учеником и учителем возникает интереснейший диалог, названный автором «музыкальной риторикой». Освоение инструмента превращается в увлекательную игру, а теоретические знания усваиваются в прямой связи с практикой.

Неменьший интерес для участников форума представляла и «Творческая гостиная», где обсуждались насущные вопросы и современные тенденции в области педагогики. Преподаватели делились собственными методическими разработками в области музыкального воспитания, организации учебного процесса, использования мультимедийных средств в обучении. С большим вниманием было выслушано выступление Л.Р. Тагировой – преподавателя казанской ДМШ № 7, члена Союза композиторов Татарстана. Слушателей привлекли и содержание сообщения - «Секвенция как один из видов мелодического и гармонического развития темы на уроках импровизации», - и эмоциональность докладчицы, и исполнительское мастерство, с которым она иллюстрировала свой доклад на фортепиано. Не только интерес, но и особую благодарность вызвал доклад заслуженного работника культуры РТ, преподавателя по классу фортепиано казанской ДМШ № 1 Л.Г. Маклыгиной: Лилия Геннадьевна прочитала сообщение на тему «Открытие нового отделения «Свободное музицирование» в ДМШ» и поделилась с участниками форума авторской рабочей программой.

В работе форума были и сугубо праздничные моменты. Перед гостями выступил эстрадно-симфонический оркестр заинской ДМШ «Фестиваль» под управлением преподавателя по классу духовых инструментов А.А. Шамова. Существование подобного оркестра для любой музыкальной школы, а для провинциальной тем более, это показатель высокого уровня подготовки исполнителей. И в этом смысле Александр Александрович может послужить великолепным примером: он не просто педагог, он - универсальный музыкант, мультиинструменталист, играющий на трубе, саксофоне, фортепиано, гитаре, ударных, он также сочиняет музыку, аранжирует и перекладывает произведения для школьного оркестра. Александра Шамова по праву можно назвать «музыкальным брендом» Заинска.

Еще более запоминающимся событием форума стало открытие реконструированного в соответствии с высокими современными стандартами концертного зала школы. На открытии выступил превосходный казанский коллектив «Импровиз-рояль» - широко известный и за пределами Татарстана ансамбль пианистов-преподавателей музыкальных школ, созданный А.Л. Маклыгиным. Слушателей, настроенных на классический концерт, ожидал настоящий взрыв эмоций. Выступление исполнителей скорее походило на захватывающее зрелище: пианисты, по ходу произведения меняясь местами, импровизировали в 8, 10 и даже 12 рук, причем на разнообразные темы, начиная от классики и заканчивая музыкой народов мира; играли не только на клавишах, но и на струнах и даже крышке рояля, привлекая подручные средства в качестве «ударного аккомпанемента». Кульминацией концерта стала импровизация на знаменитую тему Римского-Корсакова, которую Александр Маклыгин объявил как «Полет шмелей», - в исполнении коллектива в полном составе. Зал буквально заревел от восторга, столь поразительны были и та легкость, с которой импровизировали пианисты, и виртуозный блеск, и невероятная фантазия музыкантов!..

Форум креативных педагогов прошел на высочайшем уровне и останется в памяти как, может быть, главный праздник в честь Детской музыкальной школы города Заинска, школы-юбиляра.

Автор:
Рыжова И.

Поделиться:

Наверх