Белоруссия – западный край Руси, где история и этнография причудливо переплели славянские и балтийские узоры. Север республики – нынешняя Витебщина, а когда-то мощное средневековое Полоцкое княжество, соперник Киева и Новгорода – раскинулся по берегам великой торговой реки – Западной Двины, она же – Даугава, прямая дорога на Ригу, в Балтийское море. Культурно-исторические связи, взаимовлияние с Прибалтикой здесь особо ощутимы, коснулись они многих аспектов жизни – не обошли стороной и музыкальную сферу: в Белоруссии, но особенно на Витебщине очень сильны и развиты певческие традиции, в первую очередь хоровое исполнительство. Подобно соседней Латвии многочисленны профессиональные и любительские коллективы древней земли, высока культура хорового пения, высок уровень энтузиазма как музыкантов, так и любителей по укреплению и расширению этих традиций. Этот позитив был здесь и ранее, во времена СССР, не утрачен он был и в трудные постсоветские годы, а сегодня хоровое движение в двинском краю получило новое развитие. В массовом сознании Витебск в большей степени ассоциируется с летним эстрадным фестивалем «Славянский базар», однако и академической музыке здесь уделяют немало внимания.
Зимой Витебщину наполняют «совсем другие песни»: своеобразной антитезой шумному эстрадному форуму является январский рождественский хоровой фестиваль «Рождественское созвучие», уже много лет проводящийся в областном центре, а также в древней столице края – Полоцке (в легендарной Святой Софии) непосредственно в дни православного Рождества. Витебщина богата художественными традициями, с этой землей связаны имена известнейших художников – Репина, Шагала, Малевича, Фалька, Добужинского, знаменитых белорусских и русских писателей, историческими музыкальными «брендами» края являются имена Антона Рубинштейна, Ивана Соллертинского, Марка Фрадкина, поэтому неудивительно возникновение здесь и мощного хорового движения, представительного хорового фестиваля. Вдохновителем и многолетним художественным руководителем «Рождественского созвучия» является авторитетный хормейстер Виталий Раузо, которому сегодня активно помогает сын и также хормейстер Александр.
В этом году фестиваль собрался уже в 21 раз и объединил около двадцати коллективов из Белоруссии и России, которые на сцене Национального академического драматического театра им. Якуба Коласа демонстрировали свое искусство. Как и положено на фестивале, искусство это – самого разного уровня, и впечатления получались также разные: были среди хоров и ансамблей и такие, чье умение еще далеко от мастерства, а их руководителям и артистам предстоит немалый путь, чтобы добиться значимых результатов. Но тем и хорош любой фестиваль как перекресток музыкальных дорог, что у его участников здесь всегда есть возможность услышать новых исполнителей, сопоставить свой уровень с чужими достижениями, чему-то научиться, что-то позаимствовать из лучшего, что, безусловно, есть на каждой подобной музыкальной встрече.
Витебский не стал исключением: среди его участников были очень достойные коллективы, о которых стоит говорить. Симфонию колокольного звона, столь уместную в рождественские дни, подарил слушателям детский ансамбль звонарей «Перезвон» из Тулы (художественный руководитель Галина Петровичева) – в его исполнении разнообразные композиции, яркие и сочные по фактуре, обрамляли праздничный гала-концерт в Театре Якуба Коласа. Стихией народного праздника-гулянья буквально опалил зал фольклорный ансамбль «Радуга» из Москвы (художественный руководитель Ольга Спиряева) – столь естественное не изображение, а подлинное проживание на сцене юными артистами исконных народных традиций встречается нечасто. Высочайшую ансамблевую культуру продемонстрировал самобытный вокальный коллектив «Вдохновение» из города Ушачи Витебской области (художественный руководитель Жанна Савицкая) – квартет исполняет сложнейшие вокальные произведения с подкупающим изяществом звуковедения. Два витебских коллектива, которыми руководит Александр Суворов, также запомнились – это вокальный ансамбль «Резонанс» со сложной современной программой и академический хор Музыкального колледжа им. И.И. Соллертинского с яркими, молодыми, мощными голосами и высокой общей исполнительской культурой. Радость соприкосновения с настоящим хоровым звучанием – ясным, стройным, непоказным – подарил московский хор «Элегия» (художественный руководитель Марина Алексеева), предложив разнообразную программу, в которой гармонично сочетались русская и западная духовная музыка, светская музыка на религиозные мотивы и народные (русские и украинские) песни.
Праздник хоровой музыки завершился на высокой ноте: сводный хор под управлением Александра Раузо исполнил проникновенную «Тихую ночь» Грубера и оптимистичную композицию современного витебского автора А. Ляхновича «Снег идет», словно приглашая гостей фестиваля еще не раз побывать в гостеприимном белорусском городе.
Поделиться: