О фестивале, состоявшемся с 2 по 10 ноября уже в 12-й раз, рассказала его директор – руководитель Малого зала им. А.К. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории Лидия Волчек.
- Лидия Львовна, какой была начальная концепция фестиваля и сильно ли она изменилась за прошедшие годы?
Фестиваль задумывался 12 лет назад, когда мы открывали после масштабной реставрации консерваторский Малый зал им. А.К. Глазунова. Хотелось сделать праздник для консерваторцев, пригласить зарубежных творческих партнеров, которых было не так много в то время, показать им обновленный Глазуновский зал и постараться расширить наши связи. Это был первоначальный посыл. Кроме того, в сложное для российской музыкальной культуры время было крайне необходимо поддержать консерваторских студентов, убедить их, что они не одиноки в своих стремлениях приобрести профессию академического музыканта, что очень многие молодые люди во всех странах мира посвящают музыке свою жизнь и делать это стоит. Хотелось вселить в них надежду, что когда-нибудь те, кто остается в профессии, не уходит из нее (а таких в то время было немало), будут востребованы. Не могу сказать, что сейчас нашим студентам стало намного легче жить по сравнению с 2001-м годом, но хочется верить, что фестиваль им помогает.
При подготовке следующих фестивалей стало понятно, что проекту нужна ясная, долговременная концепция, которая могла бы работать на перспективу. И во главу угла этой концепции, встал, естественно, музыкант во всех его ипостасях: композитор, исполнитель, педагог, научный исследователь, концертный менеджер. Практически все грани музыкантской деятельности нашли отражение в концертных и научно-практических разделах «Международной недели консерваторий». Мы показываем большое количество премьер как молодых, так и маститых композиторов; организовываем выступления еще неизвестных и уже прославленных исполнителей; открытые репетиции, лекции и мастер-классы именитых зарубежных профессоров; презентации новых книг по музыкальной тематике; проводим практические семинары по вопросам профилактики и лечения профессиональных заболеваний, а также семинары по концертному менеджменту, которые дают нашим студентам механизмы продвижения на мировую музыкальную сцену. В рамках фестиваля на концертных подиумах и в консерваторских аудиториях происходит обмен опытом между представителями различных национальных культур, завязываются новые творческие связи, студенты и профессора получают дополнительные шансы показать свою работу зарубежным коллегам. За 12 лет «Международная неделя» представила около 200 высших школ музыки, рассказала об их истории, традициях, современных достижениях, познакомила с солистами, ансамблями и творческими коллективами практически из всех стран Европы, Китая, Японии, Северной и Южной Америки.
Конечно, мы не забываем и о широкой публике - было бы неверно думать, что фестиваль рассчитан только на профессионалов. Любителей музыкального искусства в Петербурге много, и это искушенная публика. Планируя каждый новый проект, мы строим драматургию концертного раздела таким образом, чтобы программы, проходящие в разных залах города, были разножанровыми, насыщенными интересной музыкой от эпохи барокко до джаза, этно и кроссовера. Мы придумываем для каждого фестиваля какой-либо уникальный проект: мультимедийные инсталляции, импровизации в разных видах искусства, премьеры мини опер и балетов, а также сочинений на заданные литературные тексты, юмористические вечера и многое другое. Мы стараемся не эксплуатировать в наших программах популярные звездные имена, которые сразу делают любое мероприятие кассовым. «Неделя консерваторий» - некоммерческий проект, отдающий предпочтение молодым исполнителям из высших школ музыки, но также их наставникам - профессорам, занимающим у себя в стране и за рубежом высокие музыкантские позиции. Звуковое пространство музыкального форума, как правило, дополняют художественные и документально-исторические выставки, что делает восприятие музыкального ряда более ярким.
- Что было главнейшими событиями нынешнего фестиваля?
- Фестиваль проходил в год 150-летия Санкт-Петербургской консерватории и, естественно, был посвящен этому юбилею. Мы пригласили наших известнейших выпускников и объединили концерты с их участием в блок «Alma Mater посвящается». Во-первых, это было открытие фестиваля, на котором за дирижерский пульт cимфонического оркестра студентов консерватории встал главный дирижер Большого театра Василий Синайский. На следующем концерте на сцену вышел Валерий Гергиев, исполнивший программу с музыкантами Мариинского театра. А перед началом выступления состоялась церемония вручения маэстро Гергиеву диплома и мантии почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории. Закрывался фестиваль концертом Большого симфонического оркестра консерватории и хора нашего Театра оперы и балета. Дирижировал еще один знаменитый выпускник - Семен Бычков. К сожалению, в России он известен меньше, чем за ее пределами, - в середине 1970-х годов Семен Бычков уехал из страны и сделал блестящую музыкальную карьеру в Европе и в США. Интересно, что и на концерте-открытии, и на заключительном концерте звучала музыка Д.Д. Шостаковича: В.Синайский дирижировал Шестой, а С.Бычков - Седьмой симфонией. Так музыка гениального выпускника нашей консерватории послужила своеобразной аркой, объединившей концерты фестиваля. Хочу, кстати, заметить, что Синайский, Гергиев и Бычков – птенцы дирижерского «гнезда» Ильи Александровича Мусина, сформировавшего в Петербурге великолепную, авторитетную во всем мире дирижерскую школу.
На фестивальной сцене выступил и наш ректор Михаил Гантварг - тоже выпускник Петербургской консерватории, окончивший ее по классу скрипки у М.Ваймана. С ансамблем «Солисты Санкт-Петербурга» он исполнил большую интересную программу, с воодушевлением встреченную публикой.
Специальный блок фестиваля мы посвятили Году Германии в России. Его образовали концерты и мастер-классы, в которых были представлены шесть высших школ музыки Германии. Два концерта и мастер-классы с участием музыкантов из США прошли в рамках «Американского сезона в России». Но самым необычным стал проект «Что нужно подправить в консерватории?» Четыре молодых композитора – Антон Танонов, Николай Мажара, Екатерина Блинова-Иванова и Светлана Нестерова - специально для этого концерта написали музыку на миниатюры Семена Альтова, а название мы взяли из известнейшего скетча Михаила Жванецкого (он тоже звучал на этом вечере). Мы решили, что жизнь в консерватории стала, наконец, достаточно стабильной и нам уже можно пошутить над своими проблемами - в духе тонкого интеллигентного юмора Семена Альтова. Получилась интересная программа, которую можно и дальше показывать публике, вне фестиваля.
Музыкальный форум украсили две большие выставки: из фондов нашей научно-музыкальной библиотеки, которая представила документы, свидетельствующие о зарождении международных связей консерватории; вторую подготовили петербургские художники к юбилею старейшего музыкального вуза России. В рамках научно-практического раздела состоялась презентация нового сборника, созданного учениками двух замечательных фортепианных педагогов – Лии Залихман и Моисея Хальфина. Сегодня самый известный их воспитанник - Григорий Соколов.
- Большие проекты требуют больших затрат: кто финансировал фестиваль?
- Консерватория получила к юбилею небольшие деньги из федерального бюджета, нас поддержал также Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга. Но основными стали средства зарубежных партнеров — высших школ музыки и различных фондов. Помогает фестивалю и попечительский совет, в который входят дипломатические представительства разных стран. Они напрямую связаны со своими музыкантами и берут на себя финансирование их проезда или проживания в Петербурге. В этом году в совете были представлены: Посольство Королевства Испании в РФ, генеральные консульства США, Германии, Израиля, работающие в Петербурге, Польский институт и Французский институт. Нам помогали также наши партнеры - Институт Гете, Институт культурных программ, Центр испанского языка «Аделанте», различные благотворительные фонды. Мы за это им сердечно признательны. Нас радует, когда генеральные консулы выходят на консерваторскую сцену, лично представляя публике зарубежных музыкантов, - значит, они считают ее достойным подиумом для продвижения национальной культуры своей страны.
- Естественно предположить, что каждый новый фестиваль лучше предыдущего. Была ли 12-я «Международная неделя консерваторий» самой успешной среди всех прошедших?
- Каждый фестиваль требует огромной затраты времени и сил для команды, которая над ним работает, поэтому каждый памятен и дорог. Что-то удается больше, что-то меньше - это естественно. Очень яркой, как нам кажется, была 10-я «Международная неделя». Но сейчас, когда прошел месяц после завершения последнего фестиваля, мы понимаем, что к юбилею консерватории удалось сделать очень большой и нарядный проект.
Когда я говорю о «команде», то имею в виду не только группу из 8-10 человек. Работала вся консерватория - студенты, преподаватели, готовившие программы, все сотрудники, а это сотни людей. В этом году на «Международной неделе» было более пятисот участников: пять оркестров, два хоровых коллектива, большое количество солистов и ансамблей! Безусловно, юбилейный фестиваль получился самым ярким и по именам участников. Жизнь покажет, как будут развиваться события, но задумывая следующий проект, мы надеемся сделать его не менее интересным и полезным.
Участники фестиваля
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова
Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского
Школа музыки Университета Джоржа Мейсона (США)
Колледж изящных искусств государственного университета (Вичита, США)
Высшая школа музыки (Любек, Германия)
Высшая школа музыки (Вюрцбург, Германия)
Университет искусств Фолькванг (Эссен, Германия)
Государственная высшая школа музыки и исполнительских искусств (Штутгарт, Германия)
Высшая школа музыки и театра (Росток, Германия)
Высшая школа музыки (Кёльн, Германия)
Консерватория Частного университета Вены (Австрия)
Высшая национальная консерватория музыки и танца (Париж, Франция)
Королевская консерватория Мадрида (Испания)
Академия музыки Мальмё. Лундский университет (Швеция)
Университет им. Казимира Великого (Быдгощ, Польша)
Израильская академия музыки им. Самуэля Рубина (Тель-Авив)
Бразильская консерватория музыки (Рио-де-Жанейро, Бразилия)
Поделиться: