Концерты Филармонического оркестра г. Сэндая (Япония) в Санкт-Петербурге (27 марта) и в Москве (31 марта) были актом благодарности всем российским людям, оказавшим помощь Японии в связи с постигшим ее два года назад стихийным бедствием.
Отмечающий в нынешнем году свое 40-летие сэндайский оркестр провел более 270 концертов для пострадавших от трагедии, которая произошла в Японии 11 марта 2011 года. В тот день, как известно, на побережье префектуры Мияги произошло землетрясение - сильнейшее за всю историю наблюдений, вызвавшее цунами и ставшее причиной гибели тысяч людей. Вспоминает Сюдзе Ватанаба, бывший директор средней школы г. Ямасита: «Землетрясение случилось во время церемонии окончания школы, когда учителя, вручив ученикам дипломы, стали собираться в учительской для того, чтобы провести совещание по итогам учебного года. Вскоре после произошедших в эти минуты толчков в здании школы, не пострадавшем от цунами, как в эвакуационный центр стали приходить люди. Постепенно собралось 750 человек. Они молчали, были погружены в себя, глубоко подавлены. Я понимал, что нужно разворачивать работу в формате эвакуационного центра, но не знал, с чего начать. Я заметил, что кто-то, глядя в телевизор, стал подпевать песне, которая звучала с экрана. Увидев это, я подумал – может, музыка нам поможет? В нашей школе, как и в других, был учитель музыки. Я попросил его поиграть что-нибудь. Это произошло на 10-й день после цунами. В ситуации, когда разбирали завалы и шли поиски погибших, нужна была решимость, чтобы заиграть музыку. Музыка способна передавать мысли и переживания. Я видел лица людей, подпевающих японской песне "Акатомбо", что в переводе означает "Красная стрекоза"»
Слушая музыку и сами того не замечая, люди начинали приходить в себя. А через несколько дней приехал Филармонический оркестр г. Сэндая. Сэндай, расположенный в 70 км от Фукусимы, больше всего пострадал от землетрясения. Многие музыканты оркестра потеряли близких, лишились крова. Но они приехали сюда не просить помощи, а поддержать людей, - оркестранты зашли в здание школы, расположились в холле среди беженцев и заиграли.
Михо Камия, концертмейстер оркестра, вспоминает: «11 марта мы собирались на репетицию, в 14 часов 46 минут находились на сцене, где и почувствовали сильные толчки. Сверху раскачивались люстры, и мы понимали, что смерть совсем рядом. В спешке сложив свои инструменты, мы покидали через зрительный зал здание концертного комплекса, которому вскоре суждено было быть стертым с лица земли, уходили в эвакуационный центр при префектуре. Там по телевизору увидели страшные кадры цунами, сносящего дома. Только через 5 дней после этого я смогла взять в руки инструмент. Играя "Цыганку" Равеля, я вновь почувствовала, как кровь бежит по жилам».
Первый концерт Филармонического оркестра г. Сэндая состоялся через 12 дней после катастрофы. Он прошел в эвакуационном центре в Натори. Люди после концерта говорили: «Наконец-то мы смогли выплакаться». До этих пор они не могли даже плакать. Музыка принесла им утешение. Удивительную мощь музыки ощутили в эти дни все – и музыканты, и слушатели. Часто ли мы задумываемся о музыке как о силе, способной творить чудеса? В обычной жизни кажется, что для музыканта музыка – лишь профессия, для слушателя – приятный отдых. И только в моменты потрясений люди прозревают и осознают животворную силу музыки.
Трагедия в Японии застала Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича на гастролях в США. Решение помочь коллегам – в критический момент материально поддержать Филармонический оркестр г. Сэндая - пришло к художественному руководителю оркестра Юрию Темирканову мгновенно. Весь гонорар (более 3 млн иен) от выступления в нью-йоркском Карнеги-холле Юрий Темирканов и музыканты его оркестра перечислили на счет японских коллег. Не остался в стороне и Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии п/у Александра Дмитриева – он также перечислили гонорар от одного из концертов в фонд сэндайского оркестра.
Благодаря этим и другим пожертвованиям был создан Центр восстановления с помощью музыки, который занимался и продолжает заниматься организацией концертов оркестра Сэндая в зонах эвакуации и госпиталях. Сегодня японцы, ведущие масштабные работы по восстановлению региона, сметенного цунами, придают огромное значение действиям «по поддержке восстановления души». Ибо на то, чтобы подняться после катастрофы, требуются силы души.
«Во время землетрясения были разрушены все концертные залы, поэтому первый "Концерт возрождения" Филармонического оркестра г. Сэндая прошел в одном из храмов города. Впоследствии эти концерты проходили в убежищах и временных жилищах, в школах, которые посещали дети, пострадавшие от цунами. Музыка всегда была рядом с нами. Она была истинным светом, озарявшим наши сердца в то время, когда мы старались преодолеть беду, - она была самой надеждой», – говорит мэр г. Сэндая Эмико Окуяма.
Вот такая история стоит за обычными, на первый взгляд, гастролями одного из японских оркестров в России.
Гастроли Филармонического оркестра г. Сэндая возглавил главный дирижер коллектива француз Паскаль Верро. Он предложил петербургским слушателям программу из произведений композиторов Японии (Реквием Тору Такемицу), России (Скрипичный концерт П. Чайковского) и Франции («Море» и «Ноктюрны» К. Дебюсси). В качестве солистки с оркестром выступила скрипачка Маюко Камио, получившая известность после того, как завоевала золотую медаль на XIII Международном конкурсе им. П.И. Чайковского (Москва, 2007). (Маюко Камио имеет российские профессиональные корни – одним из ее педагогов был знаменитый профессор Захар Брон.)
Многочисленная публика, собравшаяся 27 марта в Большом зале Петербургской филармонии, вознаградила японских музыкантов искренними аплодисментами. В глазах многих слушателей стояли слезы…
Поделиться: