Обдумывая год назад планы на будущий творческий сезон, в ДШИ остановили свое внимание на одной из дат в музыкальном календаре: приближающемся 175-летии со дня рождения Эдварда Грига. Можно было отметить эту дату тематическим концертом, как это делалось ранее. Но в учебном заведении решили, что пора сделать нечто большее, выйти за пределы привычного, увлечь целый город музыкой и творческой судьбой великого норвежца.
Так родилась идея фестиваля Grigfest.Live. Балетный спектакль, фортепианный и вокальный вечера, тематический концерт-лекция, концерт симфонической музыки – все эти мероприятия были придуманы и воплощены силами преподавателей и учеников одной-единственной школы. Фестивальным принципом стало: исполняем только музыку Грига и только в оригинальном звучании без аранжировок и переложений. «Мы поставили перед собой задачу не просто выучить партии, но глубоко погрузиться в мир музыки Грига, понять ее через эмоции и через логику, и тем самым открыть ее заново для себя и для публики», – рассказывает идейный вдохновитель Grigfest.Live, директор салехардской ДШИ Антон Александрович Редкашов.
«ПЕР ГЮНТ» НА ПУАНТАХ
Музыка к драме Г. Ибсена настолько популярна и так часто звучала в самых различных интерпретациях, что сказать здесь свое «слово» непросто. Хореографы ДШИ им. Е.В. Образцовой попытались это сделать, создав оригинальный балетный спектакль. Преподаватели отделения Е. Предеина, И. Софрыгина, И. Русмиленко и Ю. Еделькина работали целый год как сценаристы, балетмейстеры и режиссеры, чтобы воплотить свои идеи в жизнь.
«Пер Гюнт» в салехардской постановке полностью сохранил канву сюжета Ибсена, за исключением того, что главный герой и его возлюбленная Сольвейг не стареют и в финале встречаются такими же юными, как были в начале. Оптимистичная трактовка вполне оправдана, учитывая, что все партии исполняют дети.
Обращает на себя внимание интересная музыкальная партитура спектакля. Для создания связного сюжета в нее наряду с обеими сюитами «Пер Гюнт» были включены несколько «Норвежских танцев» и части «Из времен Хольберга» Грига. Все записи, использованные в спектакле, сделаны выдающимися дирижерами – Г. Караяном, Н. Ярви, М. Янсонсом, что также стало важным просветительским моментом: дети должны слышать хорошие фонограммы, хорошие оркестры, хороших дирижеров.
Спектакль был представлен на главной сцене Ямало-Ненецкого автономного округа – в концертном зале Культурно-делового центра на 800 мест. Вместе с многочисленной публикой герои спектакля органично перемещались из норвежской деревни в жаркую пустыню, из пещеры горного короля в печальный дом умалишенных. Это волшебство стало возможным благодаря не только хореографии. На задник сцены проецировались сменяющие друг друга «живые» картины, созданные преподавателями художественного отделения, и танец был органично вписан в этот виртуальный мир.
Так в городе, не имеющем своего балетного театра, появилась творческая труппа, способная осуществить большой хореографический проект. Огромный успех спектакля, открывавшего фестиваль, отозвался эхом во многих интернет-изданиях Салехарда и задал победный тон всему фестивалю.
ПУТЕШЕСТВИЯ ВГЛУБЬ ДУШИ
«Лирические пьесы» Грига – не просто удивительные зарисовки, воссоздающие природу Норвегии, мифологические образы, народные мелодии и танцы. В них, как в дневнике, можно «прочитать» все тонкости душевных переживаний композитора. Их многогранность, как и ясность музыкального языка, вдохновили преподавателей фортепианного отделения ДШИ посвятить замечательным миниатюрам целый концерт. Из десяти тетрадей лирических пьес были выбраны те, что позволяли выстроить драматургически цельную программу (которая предварялась крупным фортепианным сочинением Грига – Балладой соль минор, а завершалась – его сонатой ми минор). Юным пианистам школы оставалось воплотить задуманное на сцене…
Следующий фестивальный концерт – «Норвежские романсы и песни» – открыл для публики еще одну яркую страницу творчества Грига. Здесь героями стали уже преподаватели и ученики хорового отделения школы. Неожиданным для публики стал формат концерта. Вместе с его ведущей – заведующей теоретическим отделением ДШИ З.В. Шароватовой внутренний мир композитора помогал раскрывать необычный персонаж – гном, «живущий» на проекционном экране. Рассказывая о жизни Грига, о знаменательных встречах, определявших его творческий путь, о местах, где композитор любил бывать, о том, как он сочинял, виртуальный эрудит вовлекал в разговор и слушателей. Благодаря такому живому взаимодействию даже малоизвестные произведения воспринимались салехардской публикой легко и имели большой успех.
ЧЕЛОВЕК И ЭПОХА
Камерный концерт под названием «Жизнь и творчество Грига» проходил в малом зале школы, атмосфера которого делала общение публики и музыкантов особенно доверительным. На сцене играли пианисты, струнники, исполнители на духовых инструментах, прозвучало несколько вокальных номеров. Наряду с музыкой, большое значение в драматургии этого вечера играл рассказ ведущего, в роли которого на этот раз выступил сам директор ДШИ. Он не просто представил слушателям основные страницы биографии композитора, но попытался погрузить их в атмосферу эпохи, обрисовать круг общения композитора, познакомить с выбранными местами из переписки Грига с Чайковским, Листом и другими музыкальными гениями. Уникальный человек, живший в интересное время, – таким в памяти слушателей останется композитор, который до этого был мало знаком рядовому жителю Салехарда.
Особенную роль в фестивале сыграли преподаватели художественного отделения школы. Специально для мероприятия они создали 18 полотен, посвященных творчеству Грига. Суровые норвежские фьорды, сказочные персонажи, образы драмы «Пер Гюнт» были по договоренности воплощены ими в единой стилистике. Выставка этих работ стала еще одним «голосом» в полифоническом звучании фестиваля.
БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ…
По законам музыкальной драматургии многочастную композицию должен венчать большой финал. И он состоялся: фестиваль Grigfest.Live завершился концертом Детского симфонического оркестра ДШИ им. Е.В. Образцовой. Различные грани камерного творчества Грига слушатели успели оценить на трех предшествующих мероприятиях. Теперь пришло время представить публике композитора-симфониста.
Творческий коллектив, осуществивший эту задачу, появился в ДШИ меньше трех лет назад – и стал первым такого рода не только в школьных стенах, но и на Ямале. Инициатором создания и художественным руководителем Детского симфонического оркестра был директор учебного заведения А.А. Редкашов. В 2013 году, когда он, 27-летний выпускник Уральской государственной консерватории, переступил порог салехардской ДШИ, здесь не было ни отделения духовых и ударных инструментов, ни класса виолончели. Но молодой руководитель уже тогда мечтал о создании оркестра – и недостающие для его комплектации инструменты скоро зазвучали в школьных классах.
За три месяца репетиций молодой коллектив, объединивший преподавателей и учеников школы, подготовил для фестиваля два крупных сочинения – сюиту «Из времен Хольберга» и Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, не подвергнув при этом партитуры ни сокращениям, ни адаптациям.
Первое произведение, являющееся одним из самых своеобразных в творчестве композитора, прозвучало на Ямале впервые. Обаятельные и оптимистичные аллюзии на музыку XVIII века были тепло встречены публикой и подготовили триумфальный финал, каким стало исполнение одного из самых популярных в мире григовских произведений – Концерта для фортепиано с оркестром (солировал выпускник Казанской консерватории Олег Сеньков). Тонкая лирика и романтический порыв – последние, самые яркие штрихи к творческому портрету норвежского классика, который теперь, возможно, станет любимым для многих жителей Салехарда.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Успех и культурная значимость фестиваля Grigfest.Live приводят к закономерному вопросу: что дальше? В искусстве взять высоту – значит, открыть для себя новые, еще более трудные и интересные цели. Следующий год в ДШИ им. Е.В. Образцовой планируют посвятить конкурсам. Каждое из трех ее отделений будет готовить различные творческие состязания: это уже зарекомендовавшие себя музыкальные конкурсы «ОтДуэтаДоНонета», «Звонче жаворонка пенье», «Рождественские хоровые встречи», «Первые шаги», «Юный виртуоз», свои состязания организуют школьные художники и хореографы. Кульминацией этого марафона должен стать всероссийский конкурс музыкального исполнительства, подобного которому на Ямале прежде не было.
«Организуя и серьезные конкурсы, и такой фестиваль, как Grigfest.Live, мы хотим подчеркнуть, что недаром носим имя Елены Образцовой, – говорит Антон Александрович Редкашов. – На мемориальной доске, которая висит у дверей нашей школы, написано, что она в 2007 году открывала это здание. С тех пор мы связаны одной нитью. Елена Васильевна была масштабной творческой личностью, и наша деятельность этому масштабу должна соответствовать».
Поделиться: