Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.08.2018
ПОМНИМ И ЛЮБИМ…
В преддверии 60-летия Красноярского музыкального театра мы продолжаем рассказывать о людях, которые составили его славу

Аркадий Владимирович Краверский, заслуженный артист КАССР,

награжден орденами Красной Звезды, Великой Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За оборону Одессы»

Работал в филармониях Фрунзе, Хабаровска, Новгорода, в театре Петрозаводска. В 1960 году приглашен в Красноярский государственный театр музыкальной комедии, где исполнял роли героического, а позже – характерного плана.

Аркадий Краверский относился к числу тех артистов, которых встречали бурными аплодисментами и «на которых» спрашивали билеты. Истинный фрачный герой, он покорял сердца не только зрительниц, но и партнерш по сцене. Однажды давали спектакль «Веселая вдова», графа Данило играл Краверский, а Ганну Главари – великолепная Тамара Михайлова. Шла сцена, в которой герои признаются в любви и целуются. Аркадия Владимировича ждал сюрприз: Тамара Михайлова, восхищенная своим партнером, не сумела сдержать эмоций и поцеловала его по-настоящему, а потом на все вопросы отвечала: «Я сделала себе подарок».

Восхищение коллег по сцене и публики можно понять: артист обладал сильным красивым голосом, яркой сценической внешностью и самое главное – качествами, присущими герою. В каждом созданном им образе читалось то, что было свойственно Краверскому-человеку: вера в Отечество, готовность отдать за него жизнь, отвага, порой граничащая с безрассудством, преданность любимой женщине.

Аркадий Владимирович с детства мечтал быть военным, поэтому поступил в 1-е Московское Краснознаменное авиационное училище связи на факультет «Радиосвязь самолетных радиостанций». Во время войны его направили на Украину, в воинскую часть первой штурмовой авиабригады, где он получил одну из важнейших для себя наград – медаль «За отвагу». Вот как это было: во время боевой операции советский штурмовой самолет обстреляли, и раненый летчик еле дотянул до базы. Неизвестно, выжил бы он, если бы не молодой боец Аркадий Краверский. Не раздумывая, Аркадий вскочил на крыло горящего самолета, открыл кабину и вытащил раненого. Когда они уже были на приличном расстоянии, рванул неизрасходованный боевой комплект. Бойцов накрыло взрывной волной, но оба остались живы и скоро вернулись в свой 10-й полк.

В творческой жизни артиста бывали и курьезные случаи. Поскольку супруга Аркадия Владимировича Лия Унгар также работала в театре и была активно занята в репертуаре, их дети дневали и ночевали за кулисами. Казалось бы, все театральные правила они должны были знать назубок, но однажды Фаина, дочь Краверских, увлекшись игрой за кулисами, позабыла обо всем на свете. Увидев, как в противоположной кулисе отец подает ей условный знак идти к нему, она пошла… через сцену! По пути Фаина сделала пять книксенов, адресованных зрителям, и стала настоящей героиней вечера, но с того дня на всю жизнь запомнила, что переходить из одной кулисы в другую нужно за сценой.

К своему амплуа героя-любовника Аркадий Краверский относился с юмором, но к театру, который был его жизнью, – серьезно. Даже спустя много лет, когда Краверский жил в Израиле, его окружал театр: стены дома украшали фотографии из спектаклей, звучала музыка из любимых оперетт, а сам он пел партии героев. «Можно часто увлекаться, но один лишь раз любить, ненадолго повстречаться, чтоб навеки не забыть!»

* * *

Леонид Захарович Гельруд, дирижер, заслуженный деятель искусств РФ

Окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, оркестровый факультет (по классу кларнета), факультет «Оперно-симфонического дирижирования». В 1980 году становится главным дирижером Красноярского государственного театра музыкальной комедии, сегодня – очередной дирижер.

Леонид Захарович Гельруд был ребенком, когда на Родину пришла война.

22 июня 1941 года Леня вместе с братом гостил у бабушки в Белоруссии. Те предрассветные сумерки он описывает как нечто зловещее, но не лишенное красоты: отовсюду несутся непонятные пугающие звуки – штукатурка, осыпающаяся с потолка, мычащая в сарае корова, падающие с неба огоньки, самолеты с крестами, кружащие над домом и сбрасывающие бомбы на железнодорожные пути. Детство кончилось. Через некоторое время мальчик получил новое имя: во время крещения батюшка нарек его Захаровичем, вместо Зусевича. Это имя и спасло мальчика, жившего на оккупированной территории, оно стало его оберегом, помогало впоследствии, и до сих пор Леонид Гельруд пользуется псевдонимом.

За пять лет Леонид и его брат не раз пытались вернуться к родителям, но так и не добрались до них. Лишь после войны братья узнали, что отец погиб еще в начале 1942 года, обороняя подступы к Москве, а мама – Нина Кирилловна, талантливая портниха, к которой в мирное время выстраивались очереди, стала настоящей героиней. Во время блокады Ленинграда эта хрупкая женщина выучилась на шофера, водила машину по ладожской «дороге жизни», доставляя умирающим людям продукты, и была награждена медалью «За оборону Ленинграда». 

Война научила Леонида Захаровича тому, что выход может найтись даже в самых затруднительных ситуациях. Однажды, пережив очередную бомбардировку, Леня, его брат и партизан дядя Миша обнаружили брошенную в пылу сражения немецкую кухню с едой. Для них, почти всегда голодных, это было настоящим пиршеством!

После войны Леонид Гельруд поступил в музыкантскую школу ВМФ им. Н.А. Римского-Корсакова. Музыка полностью захватила его, и вскоре пришли первые успехи: во время Олимпиады Восьмого Балтийского флота Леонид был запевалой большого хора, за что его наградили снимком у развернутого знамени части, а это очень почетная награда! Леониду Захаровичу нравилось исполнительское искусство. Его так вдохновляла игра на кларнете, что он намеревался поступать на оркестровый факультет консерватории, несмотря на то, что готовили его к дирижированию военным оркестром. Начальник школы настаивал, чтобы Леонид поступал в консерваторию на военно-морской факультет, и даже грозился, что если тот не подчинится, его отправят туда, куда «Макар телят не гонял»! Но случай избавил Леонида Захаровича от военно-морского факультета, и он с радостью поступил на факультет оркестровый, где изучал искусство игры на кларнете. Во время его обучения в консерваторию приехал А.М. Кац – главный дирижер симфонического оркестра Новосибирска. Услышав игру молодого кларнетиста, он пригласил его в филармонию на должность солиста оркестра. Проработав 7 лет в Новосибирске, музыкант вернулся в Ленинград, в оркестр оперной студии при консерватории.

Но от судьбы не уйдешь, и спустя годы Леонид Гельруд все-таки стал дирижером. Окончив факультет «Оперно-симфонического дирижирования» Ленинградской государственной консерватории, он сначала возглавил оркестр театра в Сыктывкаре, а затем – Красноярского театра музыкальной комедии.

* * *

Тамара Степановна Агапова, народная артистка РФ

Окончила Томское музыкальное училище, Новосибирскую государственную консерваторию. Работала на сценах театров Симферополя, Кемерово, Красноярска-26, Тульской филармонии. Приглашена в Красноярский музыкальный театр в 1973 году, исполняла роли героического и характерного плана.

Актерская судьба Тамары Агаповой сложилась счастливо: россыпь больших серьезных ролей, благосклонность критики, искренняя любовь и признательность зрителей. Окончив консерваторию, она сделала необычный выбор – опере предпочла «легкий жанр». И не прогадала. Здесь ее солнечный, жизнерадостный нрав, бесконечное обаяние, отличная вокальная школа и богатый, сочный голос вкупе с умением раскрыть роль превратили ее в звезду сцены. К работе она относилась с самозабвенной радостью ребенка, получившего новую игрушку, изучала роль и продумывала образ до мельчайших деталей. Коронной ролью Тамары Степановны была Фраскита в одноименной оперетте Легара. Ради того, чтобы более достоверно смотреться в роли этой яркой, темпераментной и обаятельной героини, Тамара Агапова даже научилась курить!

Тамара Степановна искренне любила свою профессию, она щедро делилась профессиональным опытом с молодыми артистами, по-матерински опекала их. Несмотря на ее положение примы в театре, в общении с коллегами она была очень демократична. Актриса принимала людей такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками, в этом ей помогал богатый жизненный опыт и широкий кругозор. Профессия была главным делом в жизни Тамары Агаповой. Неудивительно, что вместе с другими деятелями искусства она отстаивала необходимость для Красноярска театра музыкальной комедии. Она была убеждена, что зрителю, уставшему от груза повседневности, нужна оперетта, ведь природа именно этого жанра призвана отвлечь от быта и унести в волшебные миры.

Сумасшедший темп в жизни профессиональной уравновешивался размеренной домашней жизнью артистки – завтрак, утренний пасьянс и запланированный круг дел. Дома все всегда на привычных местах, и ничто не способно вывести из состояния равновесия. Даже чемодан. Подруга артистки вспоминает, как однажды пришла на чай и наткнулась на него в прихожей. На вопрос, куда это она собралась, Тамара Степановна спокойно ответила: «Да еще с гастролей не разобрала». А ведь с тех пор прошло несколько месяцев!

Тамара Агапова обладала тонкой душевной организацией. Все ее героини, будь то столичная кокотка из «Соколиной песни» или Саффи в «Цыганском бароне», были человечны, трогательны и неизменно очаровательны. На работе, дома, в гостях Тамара Степановна создавала особую атмосферу: казалось, пространство вокруг нее наполнялось доброй энергетикой, а жизнь окрашивалась в более яркие краски. Она была тем маленьким фрагментом большой мозаики, который завершает картину, наполняя ее смыслом и самой жизнью.

Тамары Степановны нет с нами уже полгода, но сила ее дарования была столь велика, что память об актрисе стала поистине народной.

На снимках: А. Краверский, Л. Гельруд, Т. Агапова

Поделиться:

Наверх