АРХИВ
22.06.2015
НАДЕЖДА НА «ГАЗЕТУ»
В театре «Зазеркалье» молодой режиссер Софья Сираканян поставила оперу Россини «Газета», которая ждала здесь своего часа почти 200 лет

Чудеса случаются, и в не слишком россинизированном Петербурге вдруг снова вырастает дивный цветок под названием «неизвестная опера Россини» и вырастает в театре, существующем на куда более скромные средства, чем его сосед-тяжеловес Мариинский и баловень гламурной журналистики Михайловский театры. Тут и убеждаешься, что не в деньгах счастье. Старший брат «Зазеркалья» – Мариинский театр на протяжении последних сезонов подает, к сожалению, далеко не положительный пример, приглашая неталантливых режиссеров, тратя средства на постановки крайне сомнительного качества, подчас очень далекие от «санитарных эстетических норм». В такой ситуации младшие братья со спокойной совестью живут исключительно по своим законам, играя по своим, не в пример более симпатичным правилам. Впрочем, новый спектакль в «Зазеркалье», к счастью, ни в коем случае нельзя упрекнуть в бедности – ни постановочной, ни режиссерской. Богат этот спектакль оказался и на новые голоса и новые актерские таланты. Премьера «Газеты» вновь доказала, что «Зазеркалье», несмотря на все почести и награды, продолжает оставаться театром с не до конца оцененным ресурсом. Театр, который не боится ставить Россини, являющегося камнем преткновения для большинства российских театров, ничего другого, кроме уважения, вызывать не может. Не могло не вызвать одобрения и то, что главный режиссер театра Александр Петров доверил постановку этой не самой простой оперы молодому режиссеру Софье Сираканян.

Гениальные творения тем и гениальны, что их содержание с годами и даже веками не только не выхолащивается, но усиливает вибрации, способные навести на самые смелые открытия в области человековедения. Россини написал «Газету» в тот же период, что «Севильского цирюльника» и «Золушку», и это очень чувствуется по музыке, по выходным ариям и ансамблям. В написанной по пьесе Гольдони «Брак по расчету» опере композитор в 1816 году колоритно живописал реалистичную картинку нравов своего времени. К сожалению, опера после кратковременного успеха надолго оказалась в тени забвения, пока любопытный ХХ век не заинтересовался раритетом, который сегодня все чаще появляется в афишах разных театров. В оригинале действие происходит в Париже, где неаполитанский дворянин Дон Помпонио, стремясь выдать свою дочь Лизетту за знатного вельможу, опубликовал объявление в местной газете. Прежде чем случится финал, в котором каждый найдет себе пару мечты, сюжет завязывается в клубок хитросплетенных недоразумений. И если в ХХI веке газеты с подобного рода объявлениями стали скорее анахронизмом, то марьяжные интересы не делись никуда, просто многое перетекло в виртуальную реальность – на сайты объявлений и знакомств. А потому прогрессивно мыслящая Софья Сираканян с командой единомышленников решила, что не только не будет ничего зазорного в актуализации сюжета – переносе его буквально в наши дни, но это динамизирует и прояснит сильно запутанный сюжет. Поэтому если раньше – газета, то сегодня – телевизионное реалити-шоу «Жениха в студию». И за это Софье стоит сказать большое спасибо, ибо в измененном контексте россиниевские мелодии и положения обрели особую пикантность и остроту.

Авторы новой концепции придумали и новые говорящие фамилии героям. Так, только что назначенный директор телеканала La Gazzetta – Дон Помпонио Деньгелла, а только что уволенный несчастный – Ансельмо Пенсьоне, который в одной из мизансцен читает почти трагический монолог о том, что реальность Сети пожирает реальность жизни и лайки заменили встречи, а «селфи» – подлинные впечатления. Эффектно были прозваны и потенциальный завидный жених, который стал звездой эстрады Альберто Трендуччо, и охранник телеканала – Филиппо Недалече, и администратор телеканала – Траверсен Гадэтти. Своим острым глазом режиссер произвела и отличный кастинг, который оказался удачным и по внешним, и по внутренним, то есть вокальным, характеристикам. В партии Дона Помпонио на первом спектакле блеснул бас Александр Подмешальский, которому с этого момента можно смело присуждать статус баса-буффо. Его жесты, его плотоядно-лукавые взгляды, походка – все работало на образ ушлого директора-временщика, который не постоит за ценой, лишь бы организовать шоу поскандальнее. Роскошными формами, а также глазами и губами козыряла его секретарша – мадам Бриджит Ля Роз – Екатерина Курбанова в первый вечер. На одном из следующих спектаклей ее спела Юлия Неженцева, которую все помнят по фантастически прелестной Золушке. Юлия нашла совсем другие краски более хищной и расчетливой сотрудницы, очаровав не только своим пением, но и тембрально богатыми разговорными диалогами. Как на подбор были и дочери Деньгеллы – Лизетты: настоящими конкурентками оказались молодые сопрано Ольга Васильева и особенно Виктория Романова, о которой могут мечтать многие итальянские театры. По-россиниевски прекрасны были и дочери уволенного директора – Дораличе в исполнении меццовых колоратур Анастасии Мещановой и Дарьи Росицкой. Нашлись и два россиниевских тенора, правда, с разным вокальным запасом прочности: сияющий и брызжущий оптимизмом Антон Росицкий и более мечтательный Рорман Карпяк. На радость придирчивым критикам очень приличным, деликатным и остроумным оказался и оркестр под управлением Анатолия Рыбалко. Если в наше трагикомическое время есть силы и ум ставить Россини, значит, еще не все потеряно и есть надежда.

Фото Александра Цкаева

Поделиться:

Наверх