30 дней ноября - традиционное время для фестиваля «Московская осень». XXXIV фестиваль проходит в год 80-летнего юбилея Союза московских композиторов и 100-летия со дня рождения Бориса Покровского.
Основанный Б.Покровским 40 лет назад Камерный музыкальный театр был и остается активным пропагандистом современной музыки, в частности творчества московских композиторов, нередко вдохновителем и соавтором талантливых сценических экспериментов. Не случайно творческая жизнь театра началась с премьерных постановок опер «Не только любовь» Р.Щедрина и «Много шума из-за сердец» Т.Хренникова. Соответственно таким знаменательным датам выстроилась программа фестиваля премьер на «Московской осени». Включение в программу девяти оперных спектаклей из ноябрьского репертуара 41-го сезона в Камерном музыкальном театре существенно расширило жанровый диапазон фестиваля – от оперы до песни, от симфонической музыки до джаза.
Необычным стало открытие «Московской осени» - говоря музыкальным языком, подобное двухчастной контрастно-составной форме. 31 октября в Большом зале Московского дома композиторов Симфонический оркестр Московской консерватории под управлением В.Валеева представил сочинения Родиона Щедрина, Андрея Эшпая и Александра Чайковского.
1 ноября в Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского состоялось открытие второй, музыкально-сценической части фестиваля премьерным спектаклем – оперой «Холстомер» Владимира Кобекина.
В программах 34-й «Осени» наряду с концертами хоровой, духовой и электроакустической музыки, музыки для народных инструментов, песенных и джазовых вечеров едва ли не лидирующее место заняли камерные программы – 13 камерат (почти половина фестивальной панорамы), разнообразных по содержанию, открытых любым стилистическим новациям. Это естественно: как в прошлом, так и сегодня камерные жанры остаются наиболее плодотворной и мобильной областью для разного рода творческих исканий – и с исторически сложившимися, и с новыми формами музицирования, инструментальными составами, где проходят апробацию подчас радикальные опыты, расширяющие привычные представления о том, что есть на самом деле музыка в ее чистом виде. Все явственнее заявляют о себе разного рода жанровые миксты, неожиданные соединения, казалось бы, несоединимого, поражающие слух принципиально новыми средствами, – уже из области электроакустических, мультимедийных технологий и тотальной компьютеризации. Нередко соавтором композитора в такого рода исканиях становится исполнитель, подчас тот и другой предстают в одном лице.
Ряд программ «Московской осени» сформирован совместно с исполнительскими коллективами. Это известный ансамбль «Студия новой музыки» с программой «Россия – Германия: на перекрестке», новый московский «ГАМ-ансамбль» и ансамбль из Хельсинки «Ajassa!» с двумя программами, объединенными общим заголовком «Финский визит», ансамбль из Рима «Эдисон-Студио». Названные коллективы представляют зарубежную часть фестиваля, куда включены сочинения, в том числе и премьерные, и специально написанные для «Осени» зарубежными и московскими композиторами. В фестивале участвуют также композиторы из Хорватии, Японии, Швеции, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и, конечно же, из городов России – Санкт-Петербурга, Белгорода, Владимира, Нижнего Новгорода, Казани, Уфы, Екатеринбурга.
«Московская осень» – это живой, динамичный музыкальный процесс постоянного обновления. Подтверждает сказанное и тот факт, что с каждым годом фестиваль молодеет новыми именами талантливых выпускников столичных музыкальных вузов. Программы 34-й «Осени», причем во всех жанрах, изобилуют премьерами молодых авторов, которые нередко представляют их ровесники – исполнители. А в композиторских аннотациях на собственные сочинения высказано немало любопытных суждений, свидетельствующих о серьезности намерений и внушающих в целом оптимистический взгляд на будущее отечественной музыки.
Важным показателем жизнестойкости фестиваля «Московская осень» является постоянный интерес к нему как к центру новой музыки исполнителей – известных коллективов и солистов, а также талантливой молодежи. В этом году к постоянным участникам фестиваля – а это камерный оркестр «Времена года», ансамбли «Студия новой музыки» и «XX век», Московский ансамбль современной музыки, Театр ударных Марка Пекарского, Государственный академический Московский областной хор им. А.Д. Кожевникова, Государственная капелла Москвы, Камерный хор и Хор студентов Московской консерватории, Государственный академический хор им. А.В. Свешникова, филармоническая хоровая капелла «Ярославия», Государственный духовой оркестр России, Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова и русский народный оркестр «Москва», «Академик-бэнд» РАМ им. Гнесиных, солисты С. Липс, Р. Замуруев, Е. Мечетина, Т.Куинджи, Л. Дмитерко и Т. Рубина, М. Хаба, М. Дубов, Э. Теплухина, М.Березницкий, В. Попругин, Л. Амбарцумян, В. Иголинский, А. Волков, А. Загоринский, Е. Румянцев – прибавились симфонические оркестры Московской консерватории и Белгородской филармонии, «Хоровой театр Бориса Певзнера», Rusquartet, Концертино-квартет и FX-квартет, ансамбль «Свобода звука», солисты А. Князев, П. Осетинская, Т. Рубинская и А.Балашов, А. Гицба, Э. Фил, М. Власова… Участие в концертах фестиваля истинных друзей современной музыки – залог успешных премьер на «Московской осени».
2012 год оказался необычайно урожайным на юбилеи. Среди юбиляров – Р. Щедрин, С. Слонимский, В. Казенин, Э. Артемьев, В. Биберган, А. Бертрам, Г. Чернов, В. Калистратов, О. Иванов, М. Броннер, В. Халилов, Р. Калимуллин.
В рамки фестиваля включены, и это уже традиция, три собрания за круглым столом по горячим следам звучащих на «Осени» новинок, а также музыковедческая конференция, посвященная истории Союза московских композиторов.
XXXIV фестиваль «Московская осень» экспонирует практически все стили и течения современного композиторского творчества. Хочется надеяться, что каждая программа фестиваля найдет своего заинтересованного слушателя. Двери Московского дома композиторов и залов Московской консерватории, где проходят концерты фестиваля, открыты для всех желающих познакомиться с новинками современной музыки. Свободный вход во все залы, где проходят концерты фестиваля, лишь подтверждает некоммерческий дух истинного творца, реализуя наш лозунг: «Хотим сделать современную музыку доступной»!
Поделиться: