Астраханский музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского имеет богатую 112-летнюю историю, и за это время в его жизни утвердились разнообразные формы творческой работы.
Прежде всего, это огромная концертная работа, представляющая лучшие силы учебного заведения. В течение каждого учебного семестра с творческими отчетами выступают все отделения колледжа. Кульминацией в этом процессе становится Отчетный концерт солистов и творческих коллективов колледжа, который обычно проводится в Большом зале Астраханской государственной консерватории в конце апреля.
Круг музыкальных начинаний колледжа постоянно расширяется. К ним относятся концерты, организуемые в рамках крупных социальных проектов «Творческий калейдоскоп», «Славься, глагол наш», а также посвященные Международному дню музыки. Широкий резонанс вызвала премьера рок-оперы Р.Н. Лещенко «Петр I и Астрахань», состоявшаяся в апреле 2008 года и посвященная 450-летию города.
Большой интерес у учащихся вызывают сольные концерты молодых педагогов. Выступают перед учениками и бывшие воспитанники колледжа, ныне обучающиеся в музыкальных вузах России. Кроме того, регулярно проходят концерты студентов всех отделений в городской и областной детских библиотеках, центрах социальной защиты и госпитале, средних учебных заведениях, ДМШ и ДШИ города и области.
Широкий резонанс у учащихся, педагогов музыкального колледжа и астраханской общественности получила новая инициатива, имеющая огромное воспитательное и просветительское значение – юбилейные концерты-встречи. В 2007-2008 годах состоялись четыре таких концерта-встречи, посвященные 80-летним юбилеям старейших педагогов училища С.С. Руденко, И.Е. Шагаловой и 70-летию Т.С. Власовой, 50-летию творческой деятельности С.К. Бакулева. Краеведческую направленность имеют вечера, посвященные памяти корифеев астраханского музыкального образования А.М. Мышкиной, С.П. Загоскиной, Н.А. Токарева.
Доброй традицией в колледже стали концерты клавесинной музыки: несколько программ подготовили со своими учениками преподаватели В.И. Руденко (2006, 2008, 2010), Р.Л. Левина (2007). Вызвавшая большой интерес лекция-концерт «Этот старый, молодой клавесин» (2006) объединила студентов фортепианного, струнного, духового и вокального отделений, заслуженную артистку России и народную артистку республики Татарстан Е.А. Михайлову и кандидата искусствоведения Н.Н. Калиниченко. Эту традицию концертных встреч в Малом зале колледжа продолжили программы «Музыкальные портреты итальянских мастеров смычкового искусства», «Ее величество АРИЯ» и другие.
Новое поколение астраханских учащихся вписало в историю колледжа много славных страниц. Они связаны с победами на международных, российских, муниципальных и региональных конкурсах. Наряду с исполнительскими конкурсами это конкурсы молодых композиторов в городах России, в Швеции, Украине. Одна из последних побед состоялась совсем недавно на петербургском конкурсе «Я - композитор». В числе финалистов оказалась 14-летняя астраханка Любовь Зуева (она занимается композицией в классе заслуженного работника культуры РФ, преподавателя колледжа Светланы Баевой), ставшая в итоге лауреатом третьей премии.
Постоянно радуют вокалисты Астраханского музыкального колледжа. 24 апреля завершился XV российский смотр-конкурс исполнительского мастерства студентов музыкальных училищ по специальности «Академическое сольное пение», в котором соревновались молодые музыканты из восьми городов России. Обладательницей Гран-при стала Екатерина Ефимова; среди других лауреатов первой премии удостоились Владимир Смольев и Анна Кострыкина.
3 мая в Москве были оглашены итоги Дельфийских игр. По традиции в составе астраханской делегации были учащиеся Астраханского музыкального колледжа. Результат превзошел все ожидания. В серьезной борьбе с представителями всех российских вокальных школ бронзовая медаль в номинации «Академическое пение» присуждена студентке IV курса Екатерине Ефимовой – воспитаннице заслуженной артистки России, народной артистки Республики Татарстан Елены Михайловой.
Ярким событием в современной истории колледжа стал юбилейный концерт в зале им. М.П. Максаковой Астраханской государственной филармонии, посвященный 110-летию Астраханского музыкального колледжа (май 2010). В большой и разнообразной программе вечера звучала музыка разных эпох и жанров. Произведения XVII - XXI столетий исполнили учащиеся всех восьми отделений колледжа. В том числе – духовой и камерный оркестры (руководители А.В. Бакшеев и А.Г. Стрельченко), ансамбль скрипачей (руководитель Н.В. Омяльева), оркестр народных инструментов под управлением Н.М. Алешиной, эстрадный оркестр под управлением Е.Е. Якушкина, хор (руководитель Н.А. Никитина).
О сегодняшней жизни и планах развития Астраханского музыкального колледжа «Играем с начала» рассказал директор С.Е. Киселев.
- Сергей Евгеньевич, легко ли сегодня возглавлять среднее специальное учебное заведение, имея в виду те проблемы, которые актуальны для некоторых ваших коллег: трудности с набором, нежелание учащихся продолжать профессиональную учебу в музыкальных вузах? Есть ли эти проблемы у вас?
- Думаю, что руководить учебным заведением, конечно, непросто, впрочем, как и вообще ответственно и качественно выполнять любую работу, тем более, если эта работа нравится. Работа любого руководителя очень ответственна. Мы готовим музыкантов (по разным специальностям и квалификациям), которые в будущем пополняют профессиональные творческие коллективы, педагогические коллективы музыкальных школ и школ искусств. Говоря «мы», я имею в виду своих коллег – преподавателей и концертмейстеров, все службы колледжа. Наши педагоги – люди творческие. Имея большой опыт, они не только «учат музыке» как профессии, но и формируют личностную и профессиональную позицию будущего специалиста.
Колледж испытывает трудности с набором. Не столько количественно, сколько качественно: больше тревожит уровень подготовки, а иной раз – и представление об обучении как о неких занятиях «для собственного удовольствия». Многие не в курсе, что в колледже предполагается полная загруженность студента, а не просто «занятия для души». И, конечно, есть дети, потенциально способные учиться, но выбирающие другие профессии. Выбор профессии музыканта далеко не всегда вызывает одобрение родителей, близких и вообще окружения. Когда я, например, оканчивал восемь классов общеобразовательной школы и сказал в школе о своем намерении поступать в музыкальное училище, то все учителя за исключением одной были, мягко говоря, удивлены.
По поводу нежелания учащихся продолжать обучение в музыкальных вузах – такой проблемы у нас нет. Мы своими силами проводим мониторинг дальнейшего продвижения наших выпускников. В последние годы не менее 60 процентов выпускников продолжили обучение в профильных вузах. В отдельные годы эта цифра достигала 75 процентов. Из тенденций последних лет отмечу, что наши выпускники стали активнее поступать в музыкальные вузы других городов: Москвы, Казани, Саратова, Самары. У меня к этому двойственное отношение: для ребят больше перспектив, но вернутся ли они потом в Астрахань? А уезжают, как правило, лучшие! В этом вопросе я - патриот родного города и призываю наших выпускников выбирать Астраханскую государственную консерваторию.
- Каковы источники ваших абитуриентов?
- Одним из источников является Экспериментальный музыкальный центр в структуре колледжа. Он был создан в 1992-1993 годах и ориентирован на работу с одаренными детьми. Нам удалось сохранить бюджетное финансирование центра. Подавляющее большинство его выпускников последних лет продолжили обучение в колледже. В настоящее время мы пересматриваем работу центра. Планируем сделать акцент на консультировании учащихся школ искусств, а не только на стационарном обучении нашими преподавателями или педагогами Астраханской консерватории. В последнее время возникла еще одна перспектива. Мы будем лицензировать дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств. В структуре колледжа должна появиться бесплатная музыкальная школа, куда мы сможем отбирать наиболее способных детей. Я эту идею озвучил на одном из совещаний, проведенных министром культуры Астраханской области, и заручился поддержкой.
- Насколько востребованы выпускники Астраханского музыкального колледжа?
- Потребность в выпускниках нашего колледжа существует. К нам обращаются директора школ искусств, просят направить того или иного специалиста. А мы часто не можем этого специалиста уговорить. Отдельная тема – школы искусств муниципальных образований Астраханской области. Заинтересовать выпускников поехать на работу в село крайне сложно. Поэтому в настоящее время мы совместно с областным министерством культуры и школами искусств пытаемся активизировать работу по организации целевого приема жителей сельских районов, раннего выявления одаренных детей и их консультирования на базе Экспериментального музыкального центра.
- В 2010-м году в Минкультуры Астраханской области вы представляли стратегию развития колледжа на ближайшие три года. Что из наиболее важного в намеченных планах уже осуществлено, а что предстоит сделать в недалекой теперь уже перспективе?
- Министерство культуры Астраханской области и лично министр культуры Ирина Вячеславовна Тарасова в последние годы и, особенно, в текущем учебном году уделяют большое внимание развитию художественного образования. В области реализуется новый проект «Шаг к успеху» для учащихся и преподавателей школ искусств, летом запланировано проведение творческой школы для одаренных детей, существуют формы их материальной поддержки, решен вопрос о выплате подъемных молодым специалистам, направляемых на работу в муниципальные образования области, повышается квалификация преподавателей, проводятся мастер-классы. Музыкальный колледж, являясь областным учреждением, принимает активное участие в этой работе. К тому же колледж курирует работу всех ДМШ и ДШИ Астрахани и большинства школ области. В текущем учебном году мы активизировали выезды преподавателей в сельские школы искусств. При поддержке Министерства культуры России и Министерства культуры Астраханской области колледж ежегодно проводит российские смотры-конкурсы исполнительского мастерства студентов музыкальных училищ по разным специальностям. Провели мы их уже пятнадцать. В текущем году областным министерством культуры изысканы значительные средства для проведения ремонта общежития колледжа.
- Вы планировали увеличить количество отделений в колледже – это уже произошло или все еще дело будущего?
- В прошлом году мы открыли подготовку по специальности «Сольное и хоровое народное пение». Правда, пока по направлению сольного пения. Со специалистами по хоровому народному пению в городе дефицит. Но и здесь есть «ростки». В прошлом году одна наша выпускница целенаправленно поступила в Самарскую государственную академию культуры и искусств, стремясь стать хормейстером народного хора. Хочет преподавать. Мы ее приняли на работу в Экспериментальный музыкальный центр. Несколько учеников у нее уже есть.
К тому же в этом году в рамках специальности «Инструментальное исполнительство» будем стараться привлекать абитуриентов к обучению по направлениям «Орган» и «Гармонь». Есть для этого и кадры в городе, и база у колледжа.
Следующая цель – лицензирование и открытие подготовки по специальности «Музыкальное звукооператорское мастерство». Пока у колледжа нет необходимой базы. Поэтому решаем вопрос об аренде помещений у коллег с необходимым оборудованием. Хорошие специалисты-звукооператоры в городе есть, имеют большой опыт работы, правда, не имеют профильного образования. Поэтому необходимо привлекать молодых и обучать их в профильном вузе (Москва, Ростов-на-Дону).
И еще одна идея – открыть подготовку по специальности «Музыкальное образование», готовить специалистов с квалификациями «Музыкальный руководитель» и «Учитель музыки». К нам поступает много запросов от организаций о таких специалистах. Особенно просят музыкальных руководителей. Вот опять в папке лежит письмо из детского сада…
- Спасибо, Сергей Евгеньевич. Желаем успехов вам и всему коллективу Астраханского музыкального колледжа!
Подготовила И.Северина
Поделиться: