Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.03.2015
ЧТОБЫ РАЗВЕРНУЛАСЬ ДУША
Становится доброй традицией в третью субботу марта отмечать Всероссийский день баяна, аккордеона и гармоники

Эти инструменты перешагнули порог бытовой культуры после открытия факультета народных инструментов в РАМ им. Гнесиных в 1948 году и значительно преуспели в своем развитии. Русская и зарубежная классика, переложения фортепианных, органных и других инструментальных произведений стали доступными благодаря освоению выборной конструкции баяна, а оригинальные тембры и аутентичные приемы звукоизвлечения придали сочинениям новое звучание. В последние десятилетия российские баянисты и аккордеонисты успешно выступают в международных фестивалях и конкурсах, удерживая пальму первенства. 
 
21 марта в зале Гнесинской академии состоялся большой концерт. Мастерское владение феноменальной техникой выборного баяна показал Семен Шмельков, исполнив разнохарактерные сочинения. «Пчелка» Шуберта  демонстрировала полетность и воздушность, а в пьесе «Рельсы» Дешевова  было ощутимо движение поезда. Композитор начала прошлого века сочинил ее для духовых, струнных, ударных инструментов и рояля… с бумажными сурдинами. Тремоло мехом, вибрато, игра тембров позволили баянисту подчеркнуть эстрадные достоинства инструмента и реализовать характеры произведений. Слушая же Льва Лаврова в интерпретации «Кармен-фантазии» Бизе–Горовица, невольно задаешься вопросом, как на баяне можно достичь поистине оркестрового звучания? 

Зауральское трио: Петр Бабин, Евгений Крашенинников и Виталий Боголюбов – посвятили «Хоральную фантазию си-минор» Франка памяти недавно ушедшего из жизни выдающегося баяниста, первого обладателя Кубка мира, заслуженного артиста России профессора Юрия Вострелова. Органное звучание архитектурно величественного сочинения усилило состояние печали. На смену минорному звучанию пришла мажорная русская гармонь Святослава Шершукова. Десять лет он успешно занимается концертной деятельностью и успел объездить всю Россию, выступал во Франции, Словении, Польше, Марокко.  С его участием гармоника становится полноправным концертным многофункциональным инструментом, способным исполнять не только традиционные наигрыши, но и переложения классических произведений, эстрадные композиции. Облик, сценичность артиста стали хорошим добавлением к виртуозному и захватывающему владению русской гармонью. Зрители были увлечены его хороводом наигрышей и вариаций, виртуозно исполненных музыкантом, и долго не отпускали его со сцены. 

Оркестр «Гнесин – гармоника» колледжа РАМ им. Гнесиных п/уп Вячеслава Власова произвел яркое впечатление Концертом для клавира с камерным оркестром И.С. Баха: солировала одна из ведущих аккордеонисток, Мария Власова. В «Портрете» из «Гоголь-сюиты» А. Шнитке, помимо баянов и аккордеонов, удачно звучали электромузыкальные инструменты, гобой, труба, рояль. А «Пляску скоморохов» Чайковского отличала особая торжественность, нарядность и праздничность, символично подчеркивая приближающийся юбилей композитора. Невозможно не восхититься трио в составе Ивана Филипчика (баян), Луизы Нуриевой (домра) и Олега Пискунова (балалайка). В лучших народных традициях  прозвучала обработка  русской песни «Кольцо души девицы» А. Шалова. А фантазия на темы из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина И. Фролова вызвала в зале настоящий восторг. Завершили концерт лауреаты международного конкурса – участники дуэта «Резонанс» Алексей Сысоев и Павел Ромадин.
Изящные пиццикато домры, балалаечные риффы и баянно-аккордовый регтайм оставили удивительное впечатление и убедили в том, что даже в исполнении известнейшей музыки есть резерв новизны. 

Святослав Шершуков

Поделиться:

Наверх