– Наталия Семеновна, как появилась идея создания – во многом экспериментального – образовательного учреждения фольклорного профиля?
– До появления ДШИ «Этнос» мы с мужем (он баянист и дирижер оркестра русских народных инструментов) пять лет руководили Сахалинским русским народным хором, большим любительским коллективом. Уже тогда я думала о том, чтобы создать профессиональный ансамбль. На тот момент в городе была всего лишь одна музыкальная школа, а различные коллективы существовали на уровне самодеятельности. Я поняла, что фольклорная ниша свободна: нужных специалистов нет, никто это не продвигает. Так и родилось решение открыть собственную школу, в которую я пригласила молодых и заинтересованных исполнителей из хора. Начинать было очень тяжело: на дворе 1991 год, закрывались библиотеки, музыкальные школы. Но мы все-таки начали действовать, и в ноябре Детская школа народного творчества заработала как экспериментальная площадка при областном методическом кабинете. Мы разработали учебный план с такими предметами как хоровое народное пение, фольклорная хореография, игра на народных инструментах, сольное народное пение. Первый набор состоял из 15 девочек. С ними и начали заниматься.
– Со временем школа вышла за рамки русского фольклорного направления…
– В 1995-м школа была передана в ведение отдела культуры и туризма администрации города Южно-Сахалинска, и появилась новая сфера деятельности – открылось отделение корейского национального искусства. На Сахалине традиционно большая диаспора корейцев, в разные годы приехавших из самых разных уголков нашей страны, Европы и Азии. Их дети, а теперь уже и внуки и стали учениками нового отделения. Сама же школа получила свое нынешнее название. 100 человек у нас обучается на корейском отделении, а всего в школе – 369 учащихся.
– Какие задачи ставят перед собой ваши педагоги?
– Изначально хотелось, чтобы русский фольклор – песни, обряды, танцы – стали частью жизни наших детей. Специально подбирался такой репертуар, который могли бы исполнять именно дети. Чтобы в процессе обучения они узнавали о русских традициях, проникались ими. Другими словами речь шла о создании целостной системы профессионального изучения национального наследия русского народа. Постепенно мы создали такую систему, ввели много новых предметов. Задачи же остались прежними.
У нас есть предмет «Русские обрядовые праздники», по которому сдаются выпускные экзамены. По программе «Русский фольклор» наши учащиеся начинают заниматься с третьего класса, сюда входят и игра на народных инструментах, и хоровое пение, и фольклорная хореография. Большое внимание мы уделяем сольному пению, им занимаются ребята постарше. В этом году в сентябре пройдет наш пятый международный фестиваль солистов-исполнителей народной песни «Живые родники». Конкурс хорошо развивается: сначала охватывал только Дальний Восток, а сейчас к нам приезжают певцы и из других стран.
– Какое внимание уделяется концертной деятельности?
– В каждом классе школы, с первого по восьмой, есть свой собственный артистический коллектив. Все они потихонечку растут, выходят на новый уровень. Наш выпускной класс корейского отделения, по сути, уникальный ансамбль, который гастролировал и в Москве, и за рубежом. На русском отделении ансамбли достаточно многочисленные – по 18-25 человек. Они готовят собственные программы, участвуют в постановках, поют сложные произведения. Могу с гордостью сказать, что сейчас нашу школу знают не только на Сахалине. Много раз показывали программы в российских культурных столицах и городах Японии. Часто выступаем в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, выезжаем в Южную и Северную Корею, Китай. Материально это нелегко, но такие поездки необходимы и учащимся, и педагогам.
– В 2016 году школа «Этнос» отметит 25-летие. О каком подарке к юбилею мечтаете?
– Школа для меня – родной дом. Поэтому, конечно, хочется, чтобы в доме все были счастливы и жили в атмосфере любви и сотворчества. А если говорить о подарках, то очень хочется обрести собственный концертный зал. Это, пожалуй, и будет самым дорогим подарком.
Поделиться: