Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.08.2010
РАЗВИТИЕ ДШИ – УКРЕПЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РЕСУРСА

Рекомендации участников X Общероссийской конференции Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств «Детское художественное образование – стратегический ресурс духовно-нравственного развития России», прошедшей в Казани 9 – 10 июня нынешнего года.

Ознакомившись с информацией, представленной в ходе работы конференции, опираясь на опыт и успехи лауреатов Московского открытого конкурса проектов, новых исследований и технологий в художественном образовании «Балакиревский проект», а также детских школ искусств Казани и многих других учреждений дополнительного образования детей из различных регионов Российской Федерации,

участники конференции констатируют:

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Процесс преподавания в ДШИ, в отличие от иных, менее долговременных и ориентированных на оказание образовательных услуг, типов учреждений дополнительного образования детей (УДОД), не сводится к обучению практическим навыкам и технологиям. Содержательные и методические аспекты преподавания искусства в условиях ДШИ целиком и на всех уровнях обучения пронизаны и ориентированы только на высшие духовные ценности. Именно потому, что ДШИ осуществляет системное, комплексное, глубоко индивидуализированное художественное образование и воспитание детей и подростков на основе активной художественной деятельности на протяжении длительного времени (до 7-8 лет) в важнейший период становления их личности (школьный период), ДШИ вносят наиболее весомый и существенный, в сравнении с другими типами УДОД, системный комплексный вклад в формирование культурного слоя нации, обладающего высокими духовно-нравственными качествами.

Сеть ДШИ сегодня – это реальная, давно созданная, широко разветвленная по всем территориям и городам России, стабильно и высокоэффективно работающая система массового выявления, воспитания и поддержки талантливой молодежи в сфере развития художественного творчества и духовно-эстетического и нравственного воспитания. Ее более чем вековой опыт и полнокровный поток блестящих результатов, который находится вне конкуренции и пользуется беспрецедентным уважением всего мирового культурного сообщества, безусловно, следует ценить, поддерживать и бережно развивать в интересах достижения главной цели - формирования национальной творческой элиты районов, городов, регионов, всей страны в целом. Ибо только такая духовно богатая и высоконравственная элита действительно способна на осуществление программ модернизации общества, культуры, экономики, государства.

В целях совершенствования системы духовно-нравственного воспитания молодежи средствами педагогики искусства

участники конференции рекомендуют:

    1. Предусматривать активное включение обучающихся в решение социальных, культурных, духовно-нравственных и иных проблем семьи, школы, района, города. Хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества, имеющие важные культурные и социально значимые цели и программы деятельности.

    2. Использовать в образовательной деятельности формы и методы гуманистического подхода с целью формирования духовно-нравственной, творческой личности.

    3. Разрабатывать и вводить в культурно-образовательную деятельность новые образовательные программы и проекты, связанные с основами и историей традиционной национальной культуры.

    4. Проводить исследования для определения достигнутого уровня, корреляции и повышения эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся.

    5. Ускорить разработку всей необходимой нормативно-правовой базы, которая призвана регулировать деятельность, осуществляемую ДШИ и другими учреждениями художественного образования. Утвердить на федеральном уровне примерные учебные планы для ДШИ.

    6. Законодательным актом включить государственную сеть муниципальных ДШИ в число тех объектов национального достояния, в отношении которых запрещены приватизация, разгосударствление, акционирование, перепрофилирование, сокращение объема бюджетного финансирования и другие действия аналогичного свойства, могущие привести к фактической ликвидации подобных востребованных обществом бюджетных учреждений дополнительного образования детей.

    7. В целях реализации на местах Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти обеспечить контроль над созданием в регионах межведомственных («Образование» и «Культура») целевых программ, направленных на повышение доступности и качества художественного образования и духовно-нравственного воспитания детей, обучающихся в ДШИ.

    8. Содействовать созданию и функционированию экспериментальных площадок по отработке перспективных форм и методов нравственно-эстетического и гражданского воспитания, практикуемых в ДШИ (музыкальные спектакли и исполнительские конкурсы с использованием сочинений местных профессиональных авторов; концерты и театрализованные программы с мультимедийным сопровождением; выставки, фестивали и конкурсы, посвященные творчеству известных и уважаемых местных педагогов искусства или популяризации национальных музыкальных инструментов, традиций национального декоративно-прикладного искусства; вовлечение выпускников ДШИ в изучение и исследование истории развития местной культуры и др.).

    9. Установить особый порядок формирования и размещения государственно-муниципальных заказов в целях удовлетворения нужд и реальных потребностей гражданского общества в тех многочисленных областях функционально обусловленной и общественно полезной социокультурной и образовательной деятельности, в которых особенно успешно и результативно работают ДШИ.

    10. В целях ликвидации недостаточности психолого-педагогической подготовки преподавателей в системе художественного образования:

    - ввести в вузах искусств блок дисциплин по педагогике и психологии с обязательной педагогической практикой;

    - расширить в педагогических ВУЗах и ССУЗах искусств объем и содержание часов по педагогическим и психологическим дисциплинам с обязательным прохождением педагогической практики, начиная со 2 курса профильного образовательного учреждения, в том числе на базе ДШИ;

    - организовать психолого-педагогические курсы переподготовки преподавателей ДШИ, ДМШ и ДХШ.

    11. Создать и разместить на сайте Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств (НАИ) информационный банк новых моделей авторских школ искусств, курсов, арт-технологий, методик и др. для широкого использования педагогической общественностью.

    12. Составить и утвердить в установленном порядке перечень тех профессиональных конкурсов для детей и молодежи в сфере искусства, которые учитывались бы при поступлении учащихся в ВУЗы и ССУЗы по аналогии с действующей системой олимпиад, а также при аттестации преподавателей ДШИ.

    13. Рекомендовать создание центров ресурсного обеспечения и кластеров с участием ДШИ путем объединения усилий систем культуры и образования.

    14. При разработке программ инновационного развития учреждений художественного образования учитывать необходимость сохранения и развития лучших традиций отечественной школы искусств.

    15. Организовать на местах специальные семинары-практикумы по подготовке методических материалов для обеспечения оптимальных условий перехода муниципальных ДШИ в статус автономных и бюджетных учреждений.

    16. Учитывая значительный инновационный потенциал и опыт Республики Татарстан и органов управления культуры и образования города Казани, создать совместную экспериментальную образовательную площадку НАИ и лучших школ Казани для разработки и апробации передовых методик и технологий детского художественного образования. Рекомендовать создавать аналогичные площадки и в других регионах.

    17. Усилить меры на государственном уровне по повышению общественно-государственного статуса преподавателей ДШИ:

    - разработать и принять Федеральный Закон «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан»,

    - из средств федерального бюджета производить ежемесячную доплату молодым специалистам (на период до 3 лет после окончания ССУЗа и 5 лет после окончания ВУЗа) для сохранения и привлечения профессиональных кадров.

    - внести изменение в ТК РФ в части закрепления за субъектами РФ обязанности устанавливать минимальную заработную плату с учетом прожиточного минимума трудоспособного населения региона (экономический эффект - наполнение местных бюджетов налогами; социальный эффект – повышение заработной платы муниципальных бюджетников, в т.ч. преподавателей ДШИ, ДМШ, ДХШ);

    - отменить Постановление Правительства РФ 22.09.99 N 1067 в части ограничения возможностей преподавателей ДШИ по стажу (16 л. и 8 мес. на 01.01.2001г.) на получение пенсий по выслуге лет и обеспечить финансирование данной выплаты из средств федерального бюджета;

    - установить единую недельную норму часов - 18 часов в неделю - за ставку заработной платы педагогических работников ДШИ как обязательную для исполнения на местах с определением источника финансирования;

    - ввести в ТК РФ понятие соответствия МРОТ должностному окладу, тарифной ставке, базовому окладу неквалифицированного работника, отработавшего норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнившего простые работы (без учета компенсационных и стимулирующих выплат);

    - на уровне Постановления Правительства РФ утвердить поэтапное, до 2012 года, увеличение МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения России;

    - утвердить на уровне Федерального Закона основные принципы формирования заработной платы работников бюджетной сферы в рамках новой системы оплаты труда с определением минимально допустимой дифференциации должностных окладов (межокладных коэффициентов) и минимально допустимого размера стимулирующего фонда (не менее 30 % от базовой части фонда оплаты труда). Это позволит не допустить уравнивания должностных окладов неквалифицированного работника и квалифицированного специалиста, а также не довести до минимума стимулирующий фонд в учреждениях.

Поделиться:

Наверх