Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.10.2016
КОГДА ПРОСЫПАЕТСЯ ЛЮБОВЬ К ОТЧИЗНЕ
«Нашим детям не хватало чувства патриотизма», – заключает Любовь Жихарева, директор ДМШ Армянска Республики Крым. С воссоединения полуострова с Россией для школы, которая в следующем году готовится отметить свой полувековой юбилей, началась иная эпоха.

ЗА ПОРАЖЕНИЕМ – УСПЕХ

Желание жителей небольшого поселка на севере Крыма обучать своих детей игре на музыкальных инструментах стало причиной появления там музыкальной школы. И поскольку материальной базы в новоиспеченной ДМШ не было, 60 мальчишек и девчонок стали заниматься в старом здании на личных инструментах. Вскоре Армянский сельсовет выделил отдельное помещение, появился и первый музыкальный инструмент, подаренный жителем города Терек. Два фортепиано – это дар соседней общеобразовательной школы, а для слушания музыки привезли радиолу из районного детского сада.

Частичная укомплектованность позволила организовать несколько отделов – фортепианный, теоретический и народных инструментов. Под руководством Любови Семеновны Безуглой были открыты музыкальные отделения и классы: скрипки, флейты, виолончели, духовых инструментов, хоровой. С появлением новых специальностей расширился и штат педагогов. Многие преподаватели, приехавшие из разных уголков страны, и по сей день остаются верны традициям, в формировании которых принимали непосредственное участие.

С возвращением в ДМШ ее первых выпускников в качестве молодых специалистов для школы начался период расцвета. Закипела концертная жизнь: педагоги стали появляться на городских мероприятиях как солисты и в фортепианных дуэтах. Активная работа по продвижению музыкального искусства в массы была отмечена почетной грамотой Министерства культуры и искусств Автономной Республики Крым.

Нынешний директор Любовь Петровна Жихарева эту должность занимает с 2006 года, но работать в школе начала гораздо раньше. При ее участии здесь прошло много событий, связанных с творческими и профессиональными поисками, ей же принадлежит инициатива создания вокальной группы преподавателей: она и по сей день украшает городские праздники и многие международные, межрегиональные и республиканские конкурсы и фестивали.

С особым вниманием в армянской ДМШ относятся к воспитанию музыкантов, поэтому при первом публичном успехе ребенку напоминают, что он пока в самом начале пути и каждую победу ученик и преподаватель куют совместными усилиями. В этом учреждении одинаково ценят и успехи, и поражения, ведь вместе взятое, это и составляет реальный опыт. Воспитанники, достигшие высот в конкурсах, непременно осознают, что их удачи складываются из немалого труда педагогов. И ребятам есть на кого равняться – в 2010 году педагогический коллектив был занесен на Доску почета города. Очень важно, чтобы юное дарование знало о заложенном в нем потенциале и каждое поощрение рассматривало всего лишь как очередной трамплин в свое профессиональное будущее.

ГРАМОТНЫЙ ПОДХОД 

Три года назад ДМШ города Армянска перешла на образовательный стандарт согласно Федеральным государственным требованиям РФ. Предпрофессиональные программы – обучение по ним проходят 120 учащихся – введены по специальностям: фортепиано, струнные, народные, духовые, ударные инструменты, хоровое пение и изобразительное искусство. Для четырехлеток открыта группа эстетического развития, где с малышами занимаются всем понемногу – музыкой, ритмикой и рисунком. Все они посещают концерты классической музыки, что, безусловно, способствует формированию их музыкального вкуса и собственного мнения. И практически все они, по результатам вступительных испытаний, поступают в первый класс, так как показывают гораздо лучшие результаты, нежели желающие со стороны. Да и к выбору отделения подготовленные дети подходят с большей ответственностью.

Был такой случай. Вопреки мнению родителей ребенок решил обучаться игре на скрипке, на стороне малыша оказался и учитель. Вместе они буквально убедили взрослых уступить решению их чада, и уже во время подготовительных занятий проступили его способности к этому инструменту. Осознанный выбор закладывает отношение к учебе, а может быть, и к будущей профессии. Среди тех, кто выбрал для себя путь артиста, вспоминается Илья Макусинский, ныне – солист симфонического оркестра во Франции.

С первого года работы отдела народных инструментов (полвека назад) был организован ансамбль баянистов и аккордеонистов, занявший в конкурсно-концертной деятельности школы одно из важных мест. Каждый учебный год он радует слушателей новыми программами. Многие выпускники оркестрового отдела теперь преподают, работают в филармониях, театрах, оркестрах России, Германии, Израиля, Украины.

Самое молодое отделение школы – художественное – было создано в 2002 году (как и класс гитары), здесь первые шаги к профессии делали дизайнеры, художники, мультипликаторы. Со многими отделами школы художественное отделение находится в творческом союзе. Одна из последних находок была осуществлена в рамках празднования 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского: под исполнение «Детского альбома» учащимися фортепианного отделения (основополагающего для ДШИ) юные художники создавали картины собственных переживаний от прикосновения к бессмертной музыке.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

У школы – тесные контакты с дошкольными учреждениями, благодаря чему регулярно проводятся концерты для дошколят. В итоге получается двойной эффект: и ученики привыкают к сцене, и малыши знакомятся с музыкой и музыкальными инструментами. Чтобы добиться большего результата, во многие мероприятия привносится элемент игры. Приведем в качестве примера программу «Идем в театр». Малышам раздают билеты (которые выглядят как настоящие!), оборудуют зрительные места, авансцену, оркестровую яму – все как у взрослых, – так с раннего возраста воспитывается еще и культура поведения. 

Но, как оказывается, детские сады – это не предел. Преподаватели ДМШ Армянска уверены, что начинать воспитание искусством необходимо задолго до рождения, поэтому подкрепляют позицию занятиями по инновационной программе «Арт-терапия» для будущих мам. Косвенно, но очень дальновидно  программа по подготовке женщин к материнству помогает и старшеклассникам – задуматься о своем будущем (не только профессиональном). Они под руководством взрослых преподавателей проводят  занятия, на которых слушательницы рисуют, исполняют упражнения и песни, полезные для правильного и гармоничного развития малюток.

Именно теперь Детская музыкальная школа Армянска испытывает небывалый подъем. Растет чувство патриотизма, появляются новые связи с российскими городами – воспитанники побывали на конкурсах в Омске и Красноярске. Но ни грамоты, ни аншлаг не сравнятся по степени внутреннего подъема с тем, когда на твоих глазах в подрастающем поколении просыпается чувство любви к Отчизне.

«Меня часто спрашивают, разрешалось ли нам включать в учебный репертуар произведения российских композиторов, – вспоминает Любовь Петровна. – Конечно, такого запрета не было и музыку российских композиторов мы играли, но не хватало какого-то сопереживания, внутреннего участия, духовной работы со стороны ребят. Перемены в сознании наших детей произошли в момент возвращения Крыма домой. Сегодня практически каждый ребенок в школе знает наизусть Гимн России: мы, педагоги, специально для этого сил не прикладывали, ребята подбирали его мелодию на слух и сами разучивали слова. Для нас патриотизм – не пустые слова. Думаю, это связано с переменами в обществе. Люди остались прежними, но поменялось их отношение к своей стране, вернулось чувство, которого долгие годы всем нам так не хватало». 

Поделиться:

Наверх