Если прошлый сезон Симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского открывала «Семеном Котко» Прокофьева (см. «Играем с начала», 2014, № 10), исполнение которого было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны, то 70-летию победы в Великой Отечественной войне коллектив посвятил возрождение раритета еще более забытого – оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие». Написанная в начале 1970-х известным советским композитором-песенником после успеха одноименной киноленты с его же музыкой (знаменитая экранизация Станислава Ростоцкого выдающейся повести Бориса Васильева), эта опера была поставлена в Большом театре с великолепным составом солистов (Эйзен, Образцова, Синявская, Калинина, Борисова и другие), записана на пластинку дирижером Александром Лазаревым и вскоре после этого «благополучно» канула в Лету. В поздние советские годы она не успела по-настоящему закрепиться в репертуаре отечественных театров, а постсоветские десятилетия к операм «эпохи социализма» были безжалостны: их клеймили как «идеологические», «датские» (то есть написанные к юбилейной дате, по заказу), «конъюнктурные» сочинения и в целом, особо не разбираясь, отправили на свалку истории.
Среди советских опер и вправду было немало однодневок, того «композиторского мусора», который характеризует эпоху, но более, кроме этого, ничем не ценного. Однако в «праведном» порыве развенчания в 1990-е, как водится, с водой выплеснули и ребенка: остракизму и насмешкам подвергали того же «Котко», другую прокофьевскую оперу – «Повесть о настоящем человеке», талантливую оперу Хренникова «В бурю» и многие другие произведения. Удивляться нечему: переломное время диктует свои правила. Думается, что по мере удаления на исторической дистанции от реалий той эпохи, когда создавались и которой были посвящены эти оперы, они будут оцениваться исключительно по их художественным, прежде всего музыкальным, достоинствам, и некоторые из них еще займут подобающее место в репертуаре оперных театров России.
Опера Молчанова явных «идеологических» привязок практически лишена, поэтому ее возвращение в репертуар может состояться гораздо раньше, но справедливости ради стоит заметить, что безусловным шедевром «Зори здесь тихие» назвать весьма трудно. Композитор тяготел к крупной форме (у него еще семь опер, балеты и пр.), и все же самой сильной стороной его дарования был песенный талант, одного которого для создания оперного полотна с развитой драматургией, конечно, маловато. В «Зорях» постоянно ощущается некий компромисс между желанием высказываться на языке простых песенных мелодий и «необходимостью» писать оперу «по-оперному», условно – «под Шостаковича», о чем Молчанов время от времени «вспоминает» и, словно спохватываясь, вставляет куски «серьезной академической» музыки между частушкой, колыбельной, эстрадной песнями. Эта эклектика вбирает в себя и откровенно «киношные» музыкальные приемы, и музыку барокко, делая слушание оперы фрагментарно интересным, но с трудом складываясь в целостную картину.
Впрочем, сама тема повести – рассказ о великой войне, о большой трагедии, через, казалось бы, рядовой, непафосный ее эпизод – и безусловная искренность интонаций, найденных композитором для своих героинь – простых советских девушек, которым судьбой было предначертано совершить подвиг во имя Родины, столь впечатляющи, эмоциональная сила воздействия здесь столь велика, что, несмотря на все несовершенства (действительные или только кажущиеся), «Зори» достойны лучшей участи и инициатива Полянского и его капеллы заслуживает всяческого уважения. В юбилейный год Валерий Кузьмич исполнил со своим коллективом это произведение в концертном формате трижды – в Концертном зале РАМ им. Гнесиных, в Большом театре и в Театре Российской армии, что, хотелось бы надеяться, станет толчком к возрождению интереса к «Зорям».
Специально для проекта Оксаной Новосад были созданы впечатляющие видеопроекции, где артисты, исполняющие партии, а также хор предстали в форме военного времени, кроме того, некоторые эпизоды были минимально инсценированы, что значительно оживляло концертный формат и делало понятным происходящее в опере действие.
В пении солистов, в их проживании образов чувствовались искренность и большой энтузиазм: было очевидно, что к делу подошли не формально, а с душой, оттого даже несовершенства отдельных певцов (своеобразие некоторых тембров, особенности вокальной школы, специфика манеры исполнения и пр.) камнем преткновения не стали – публика получила колоссальный эмоциональный заряд, полноценное ощущение прикосновения к настоящему, подлинному. Исключительными удачами были интерпретации Анастасии Привозновой (Соня), Оксаны Секериной (Лиза), Виктории Шиловской (Рита), Елены Евсеевой (Марья), а Женьку Комелькову в исполнении талантливой Ксении Дудниковой вполне можно назвать вокально-артистическим шедевром – и отнюдь не только за проникновенную песню «Жди меня», очевидный хит всей оперы.
Валерию Полянскому благодаря его мастерству большого дирижера удалось спаять мозаичное полотно воедино, придать опере больше цельности, в чем его верными союзниками были как ансамбль солистов, так и замечательные коллективы капеллы. Музыкальное приношение всенародному празднику состоялось!
На фото Государственная академическая симфоническая капелла России
Поделиться: