Текущий учебный год в детских музыкальных школах Красноярска начался с большими проблемами в связи с введением 30-минутной и 45-минутной продолжительности индивидуальных и групповых уроков. Причем решение было принято волевым путем со стороны администрации города без учета традиций музыкального образования в России, укладывавшихся десятилетиями и признанными во всем мире. Без обсуждения в коллективах преподавателей школ в Уставы были внесены изменения, устанавливавшие новую продолжительность уроков.
Учитывая возможность возникновения <подобных ситуаций и в других регионах, предлагаем рассмотреть существующую законодательную базу по данной проблеме.
По вопросу продолжительности уроков в детских школах искусств следует руководствоваться следующими документами:
- Закон РФ «Об образовании» - подпункты 12, 13, 15 пункта 2 статьи 32, пункты 1 - 2 статьи 15, подпункты 5, «е» пункта 1 статьи 13, пункт 2 статьи 13.
- «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.1.1251-03» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.03 № 27) – пункт 8.2.6, Приложение 3.
- «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69) – абзацы 1-2 пункта 2.2.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ) – абзацы 2 - 3 пункта 27, 6, абзацы 1 - 2 пункта 41.
- Устав образовательного учреждения (локальные акты образовательного учреждения).
Анализ вышеперечисленных документов:
А) Согласно пункту 2 статьи 13 Закона РФ «Об образовании» устав образовательного учреждения «разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается учредителем». Соответственно, если коллектив школы не принимает новую редакцию устава, учредителю необходимо до утверждения устава разобраться в причинах, т.к. в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» разработка и принятие устава отнесены к компетенции и ответственности образовательного учреждения.
Б) Обсуждение преподавателями внесения изменений в устав очень важно, поскольку уставом образовательного учреждения определяется «численный состав объединения, продолжительность занятий» согласно абзацу 2 пункта 27 «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».
В) Вышеизложенное подтверждается в абзацах 1 - 2 пункта 2.2 Приказа Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»: «конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом (например, Правилами внутреннего распорядка) образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке». Кроме того, в вышеназванном документе, в частности, сказано: «…количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут».
Г) При безусловной необходимости исполнения «Санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.1.1251-03» следует обратить внимание на то, что Приложение 3 данного документа носит рекомендательный характер: «Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля». Считаем, что незначительные отклонения от рекомендуемого режима возможны, поскольку детские школы искусств являются особым видом учреждений дополнительного образования детей (школьного типа, в отличие от кружков и студий), специфика функционирования которых складывалась десятилетиями.
Занятия учащихся в детских школах искусств по сложившейся практике не противоречат требованиям СанПиНов. Согласно Приложению 3 СанПиНов ребенок может заниматься в неделю (это рекомендуемый режим):
- в хоровом объединении 2 занятия по 45 мин.;
- в оркестровом объединении 2 занятия по 45 минут и 3,5 часа репетиции;
- в музыкальном объединении 2-3 индивидуальных занятия по 30 мин. (возможно по Уставу и лицензии 35 мин., 40 мин., 45 мин.) и 2-3 групповых занятия по 45 мин. – итого 8-10 занятий и 3,5 часа репетиции, что вполне соотносится с Примерными учебными планами для детских школ искусств.
Учебные планы для детских школ искусств носят также рекомендательный характер, их многовариантность дает возможность каждой школе выбрать оптимальный для конкретной школы учебный план.
Кроме того, следует обратить внимание на абзац 3 пункта 27 «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 г. № 216): «Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях».
Вывод: из всех вышеперечисленных документов следует, что ограничение по продолжительности урока в образовательном учреждении дополнительного образования детей связано только с «продолжительностью, не превышающей 45 минут». Обращаем внимание на то, что регламент продолжительности учебных занятий находится в компетенции образовательного учреждения и регламентируется Уставом учреждения (либо локальным актом).
Одновременно следует отметить, что наиболее распространенная практика в субъектах Российской Федерации – уроки продолжительностью 40-45 минут, что способствует выполнению учебных программ, формировавшихся десятилетиями и обеспечивающих высочайшие достижения детского художественного образования в России.
Необоснованное сокращение продолжительности уроков до 30 минут неминуемо приведет к потере уровня и качества образования в детских школах искусств.
Хотелось бы, чтобы преподаватели детских музыкальных школ г.Красноярска рассказали на страницах газеты «Играем сначала» о ситуации с продолжительностью уроков в настоящее время.
Поделиться: