Top.Mail.Ru
АРХИВ
27.09.2013
ДОСТОЙНАЯ СМЕНА

В минувшем году школа-интернат народного искусства для одаренных детей им. В.Г. Захарченко отметила 20-летний юбилей. Задуманная руководителем Кубанского казачьего хора как детский центр изучения, сохранения и распространения народного творчества на Кубани, школа успешно претворяет в жизнь мечты ее создателя.

История школы началась в 1985 году, когда Виктор Захарченко услышал детский хор под управлением Натальи Безугловой и предложил создать творческий коллектив при Кубанском казачьем хоре. В процессе работы было решено обучать детей не только народному хоровому пению, но охватить все направления кубанского фольклора – танец, игру на народных инструментах, декоративно-прикладное искусство. В 1990 г. был создан Центр народной культуры Кубани, куда вошла детская студия, получившая в 1992 г. статус Краевой детской экспериментальной школы народного искусства. В 1995 г. при получении нового помещения у школы появилась возможность совместить профессиональное и общеобразовательное обучение. С 2007 г. школа носит имя основателя, народного артиста России и Украины, профессора, композитора Виктора Захарченко. В 2012 г. Законодательным собранием Краснодарского края принято решение о признании художественно-эстетического цикла школы-интерната особо ценным объектом культуры.

Директор Ирина Зайченко рассказала корреспонденту газеты «Играем с начала» о том, как строится учебный день одаренного ребенка, какие преимущества дает учеба в школе им. Захарченко и что ждет выпускников после окончания этого необычного учебного заведения.

– Ирина Викторовна, как бы Вы охарактеризовали задачи школы?

– Первоначальной задачей нашей школы является приобщение детей к богатствам традиционной народной культуры. За последние 20 лет выстроилась система духовно-нравственного воспитания, благодаря которой формируется духовная культура и вкус у каждого ребенка. Мы учим понимать и чувствовать народную музыку, введен предмет «Основы православной культуры», в рамках которого ребята посещают храмы Краснодара. Сегодня главной задачей становится выявление перспективных и одаренных детей с их последующей профессиональной ориентацией.

В 2011 году по постановлению губернатора Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева была открыта Средняя общеобразовательная школа-интернат народного искусства для одаренных детей им. В.Г. Захарченко. Этот интернат находится в отдаленном округе Краснодара – станице Старокорсунской. Проживание и питание детей из разных уголков Краснодарского края осуществляется за счет краевого бюджета. Детей отпускаем домой только на каникулы. Обучение проходит в Краснодаре, куда учеников привозят на автобусе. В первую смену у них образовательный цикл, далее – художественно-эстетический. Помимо 60 детей, которые постоянно проживают в интернате, у нас занимаются творчеством и те дети, которые посещают среднюю школу по месту жительства: занятия с ними проходят с утра до 20 часов. Общий контингент – 576 учащихся, в общеобразовательной школе, открытой в 1995 году, учатся 240 ребят.

– Музыкальное образование, которое предоставляет школа, соответствует программам ДШИ?

– 5 и 7-летнее обучение проходит по программе учебного плана ДШИ, утвержденного минкультуры. Мы стараемся организовать учебный процесс так, чтобы обучающийся по 5-летнему плану окончил обучение к 9 классу, по 7-летнему – в 9 или 11 классе, и получил свидетельство об окончании полного курса школы искусств. Если дальнейшую судьбу выпускники хотят связать с творчеством, то мы их зачисляем по рекомендации руководителя творческого коллектива и педсовета в профориентационные классы, это 10 и 11 классы общеобразовательной школы. По окончании этих классов они поступают в Краснодарский музыкальный колледж имени Римского-Корсакова, в хореографическую студию при ансамбле танца имени Вирского в Киеве, в Краснодарский государственный университет культуры и искусств, в том числе в Краснодарскую консерваторию, в Российскую академию музыки имени Гнесиных, в консерватории Москвы, Петербурга, других городов. Много наших ребят работают в Кубанском казачьем хоре, в Краснодарской филармонии, в киевских коллективах. Десять бывших выпускников вернулись в родные пенаты и преподают в нашей школе.

– Как складывается концертная жизнь творческих коллективов?

– На каждом отделении есть свой творческий коллектив. Мальчики и девочки поют вместе, у каждого хора своя концертная программа, есть сводный хор. В эти дни наш ансамбль бандуристов готовится выступить на Украине в международном конкурсе. За прошедший учебный год, с мая по август, состоялось много выступлений за границей – в Германии, Польше, Франции, Чехии, Турции, Италии, Португалии, Греции. Мы активно укрепляем дружбу с Украиной и Польшей, в октябре хоровой танцевальный коллектив участвует в фестивале «Подляска осень», планируем выезд отделения духовых и ударных инструментов в Ялту, класса бандуристов в ноябре – на международный конкурс в Луцк. Планов очень много.

– Когда дети успевают учиться по общеобразовательным предметам?

– Если ребенок талантлив, он талантлив во всем. У нас сильные педагоги, которые занимаются с выезжающими на конкурсы и фестивали дополнительно, и поэтому если ребенок что-то пропускает, он консультируется и догоняет программу. Наши ученики на общих основаниях, со всеми средними школами сдают в 9 классе ГИА, в 11 классе ЕГЭ. И средний балл по школе выше краевого среднего балла.

– Существует ли творческий конкурс?

– Ежегодно в мае месяце мы начинаем сбор документов, а в июне создается приемная комиссия и проводится конкурс. В этом году из 43 желающих поступить в интернат отобрали только 13 детей.

– Как происходит работа по изучению и собиранию народных традиций?

– Проводятся фольклорные экспедиции с участием всех хоровых коллективов. Они выезжают в станицы, находят бабушек и записывают аутентичный музыкальный материал, который педагог обрабатывает и включает в репертуар коллектива.

– Расскажите, пожалуйста, о педагогическом коллективе.

– В педагогическом коллективе 30 человек в общеобразовательной школе, 8 человек – воспитатели в интернате, которые с детьми круглосуточно, и около 100 преподавателей на художественно-эстетическом цикле, из которых 26 – заслуженные работники культуры Кубани.

– Насколько удовлетворительна материально-техническая база школы?

– Благодаря Министерству культуры Краснодарского края деньги выделяются, у нас нет нехватки инструментов, нотной литературы. В 2011 году у нас прошла благотворительная акция «На самой высокой ноте» фонда «Цветик-Семицветик». Курирует благотворительный фонд вице-губернатор Золина Галина Дмитриевна. Было собрано порядка 15 миллионов рублей, мы приобрели два больших автобуса для детей, обновили и народные музыкальные инструменты, и инструменты для духового оркестра, были полностью пошиты костюмы для интерната, сценическая обувь (у нас при школе своя швейная мастерская). Была закуплена мебель, дополнительное оборудование для медицинского кабинета, для спортивного зала, обновился парк компьютеров.

– Ваши ближайшие планы, мечты?

– Желание поступить в нашу школу возрастает с каждым днем. Сейчас мы находимся в бывшем Доме культуры, и хотя классные комнаты как могли переоборудовали, их уже не хватает. Нам обещают выделить деньги из федерального и краевого бюджетов под строительство 4-этажного корпуса взамен одно-этажного. Ждем.

– Спасибо за разговор и желаю осуществления всех планов!

На фото: Кубанский казачий хор и учащиеся. В центре – В. Захарченко и директор хора А. Арефьев

Поделиться:

Наверх