На создание конкурса «Рояль в джазе» нас вдохновил опыт первого училищного состязания под названием «Многоликая гитара». Начавшись на три-четыре года ранее, он имел большой резонанс и оказал серьезное влияние на учебный процесс. Нас заинтересовал этот результат, и мы на фортепианном отделении решили попробовать пойти тем же путем. Сейчас, когда конкурс имеет уже 14-летнюю историю, я могу сказать, что он действительно является очень важным образовательным аспектом. И дело не только в самом состязании. Благодаря ему мы видим картину всей джазовой жизни в России. Учитывая, что конкурс привлекает участников из-за рубежа, думаю, горизонты нашего видения со временем станут еще шире.
Ипостаси джазмена
Мы начинали с номинаций «Джазовое фортепиано» и «Параллельно с джазом». Нам, преподавателям, которые ведут классическое фортепиано у джазовых музыкантов, было сразу понятно, что студентам очень близок язык современной академической музыки, он с джазовым в чем-то сопрягается, идет, как мы говорим, параллельно. Отсюда и название одной из двух базовых номинаций. Вначале круг исполняемых в ней произведений был ограничен периодом с 70-х годов ХХ века до наших дней. Но потом, поняв, что и в первой половине прошлого столетия была современная по языку музыка, ограничения сняли.
Постепенно число номинаций увеличивалось, и вот почему. Мы задались вопросом: в чем состоит жизнь профессионального джазиста? Соло он практически не выступает. Его привычное творческое состояние – это игра в ансамблях, причем не только в традиционных джазовых трио, но и в сотворчестве с духовиками, вокалистами, это игра в бэнде, это умение сочинять. Так у нас появились номинации «Композиция», «Джазовый ансамбль», «Биг-бэнды», «Инструментальные дуэты», «Клавишные инструменты», «Концертмейстерское искусство», «Вокал в джазе» – всего девять. Вместе они представляют джазового пианиста во всех ипостасях, и, благодаря такой широте охвата, участие в конкурсе принимают ДМШ, ДШИ, музыкальные училища и вузы. Возраст участников практически не ограничен, хотя деление на категории есть: в младшей выступают джазмены 6–14 лет, в средней – 15–19-летние, в старшей верхней планки по сути нет.
Фестивальная программа
Она появилась не сразу, но теперь является важнейшей частью конкурса, включающей в себя мастер-классы и концерты. Понимание того, что важно не только само соревнование и показ учеников, пришло шаг за шагом. Мы – ежегодный конкурс и прослеживаем путь участников на практике. Сначала видим ребенка, потом он приходит в наше училище, а сегодня готовится поступать в Российскую академию музыки им. Гнесиных. Некоторые из тех, кто начинал в качестве участника, работают в жюри. И стало очевидным, что конкурс – это хорошо, но этого мало. Если мы претендуем на то, что «Рояль в джазе» – это учебное мероприятие и одновременно творческая лаборатория, то нам нужны мастер-классы. И мастер-классы не только ведущих практиков.
У нас в стране огромное количество молодых джазовых музыкантов, которым есть что сказать. Но они не преподают в силу сложившихся обстоятельств – у нас ведь не так уж и много учебных заведений со специальностью «джаз». Прежде чем пригласить их в качестве ведущих мастер-классов, мы, проведя серию концертов, послушали, как они играют, потом попросили их дать пробные занятия. И так, постепенно, определились с кругом единомышленников.
В этом году наша идея, на мой взгляд, получила наиболее яркое воплощение. На конкурсе состоялись мастер-классы для пианистов, духовиков, ударников, причем какие мастера в этом были задействованы! Приехал из Штатов бывший выпускник Алекс Сипягин, трубач. Лет 20 назад он уехал в Америку и там сделал джазовую карьеру. Так получилось, что во время проведения конкурса его квартет гастролировал по России. И мы попросили Алекса и одного из его партнеров дать мастер-классы. А его партнер – Ари Хёниг, известный джазовый барабанщик, серьезно занимающийся проблемой ритмического воспитания музыканта вне зависимости от его специальности. Ари согласился, и его мастер-класс стал поистине феерическим событием, он поднял зал и заставил всех прохлопывать полиритмию, показывая, как это делается и в каких вариантах.
Второй год мы проводим и мастер-классы, имеющие своеобразную форму. Молодые джазовые музыканты, набрав себе студентов (кто четырех, кто пять-шесть человек), занимаются с ними на сцене. Их задача – за две 2-часовые открытые репетиции сделать произведение так, чтобы его можно было представить на гала-концерте. В прошлом году это были Евгений Лебедев и Яков Окунь, в этом – Владимир Нестеренко. Нас очень впечатлили результаты, да и студенты в полном восторге, потому что это новая струя, по-другому разворачивающая их мышление и музыкальное восприятие. Одно дело сидеть и слушать, как играют другие, а другое дело, когда с тобой работает мастер, изнутри показывающий ансамблевый процесс. Он не учит играть, он учит, как нужно мыслить в ансамблевой игре, как взаимодействовать в импровизации, в составлении аранжировки, как свое соло начать и завершить в смысле динамики и ритмики.
Кроме того, интересные мастер-классы дали в этом году выдающийся пианист, вокалист, мультиинструменталист Ваагн Айрапетян и известная ныне вокалистка, наша выпускница Алина Ростоцкая. Пианист Алексей Подымкин дал мастер-класс по работе в дуэте. А она несколько иная, чем работа в ансамбле, и это очень важная тема.
В рамках конкурса у нас прошли и замечательные концерты. В нашем зале на Ордынке выступили со своими программами большой джазовый оркестр Петра Востокова, Алексей Беккер и его трио, квартет Алекса Сипягина и другие. Завершил фестивальную программу ансамбль «Четыре саксофона» Сергея Головни с новым интересным репертуаром. Это были удивительные по насыщенности дни: положительные эмоции, полные залы, почти ажиотажный интерес публики.
Поделиться: