Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.01.2017
РОЖДЕННЫЙ ТРУБАЧОМ
В заключительной декаде декабря в эфире телеканала «Россия-1» были объявлены итоги II сезона открытого Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица». Одним из финалистов стал 10-летний Ильяс Невретдинов, ученик ДМШ им. А.К. Глазунова города Москвы.

Приготовьтесь услышать длинную историю

Задолго до нашей эры трубу как сигнальный инструмент знали и в Египте, и в Греции, и в Риме. В средние века она применялась в рыцарских турнирах и походах, а в состав оперного оркестра натуральную трубу впервые ввел итальянский реформатор Клаудио Монтеверди в 1607 году, сочинив фанфару для пяти самостоятельных труб в увертюре к опере «Орфей».

Близкий же к современному облику вид труба получила относительно не так давно, в 30-е годы XIX века. С тех пор, как был изобретен вентильный механизм, у инструмента появились три клапана и возможность исполнения всех хроматизмов. Труба обрела при исполнении виртуозность, полноценность звучания.

С годами изменялся строй трубы, добавлялись детали, позволявшие менять окраску звука. И на сегодня этому удивительному инструменту подвластны практически любые стили и жанры – от классической музыки до джаза, у нее масса дополнительных средств выразительности и богатый выбор приемов игры.

В наше время – для совершенствования исполнительской техники и шлифовки навыков звукоизвлечения – перед трубачом раскрыто широчайшее поле возможностей. Этот инструмент является неотъемлемой частью многих музыкальных стилей и жанров. Труба – это выражение души.

О музыкальных способностях и ранних успехах Ильяса Невретдинова мы начали рассказывать читателям пару лет назад (см.: «Играем с начала», 2015, № 1). Но и сегодня, когда слушаешь его игру, с трудом верится, что эти насыщенные, красивые и певучие звуки извлекает из сложного инструмента ребенок. Лауреат премии правительства Москвы, а также многочисленных фестивалей и конкурсов, Ильяс Невретдинов – вновь победитель!

Музыкальная семья

Нельзя не поздравить не только талантливого мальчика, но и его отца, обладателя звания «Лучший преподаватель ДШИ Москвы 2015 года».

«Я хотел, чтобы он занимался музыкой, спортом, рисованием, – рассказывает Шамиль Вагапович Невретдинов. – Но сын выбрал трубу и в шесть лет приступил к обучению». Педагог и папа в одном лице признает, что у Ильяса уже достаточно качественный звук, ну а период взросления сделает его более совершенным. Правда, для этого нужно продолжать усиленно заниматься, развивать технику, обретать свободу владения инструментом и самим собой.

Шамиль Вагапович выражает огромную благодарность своему учителю, а теперь уже и наставнику сына – заслуженному артисту РФ Андрею Михайловичу Икову. Известный трубач, солист оркестра Большого театра и преподаватель Московской консерватории, Андрей Михайлович пристально наблюдает за ростом Ильяса, помогая ему ценными практическими советами.

Отрадно, что успехи мальчика оценили на своих мастер-классах и всемирно известные музыканты Сергей Накоряков и Вадим Эйленкриг. Ведь трубачи – особое братство, что очень важно почувствовать молодым – это сформирует их личность, даст необходимую творческую поддержку и послужит примером в жизни.

Лучше «Синяя птица» в руке

Отбор конкурсантов был очень строгим: 30 крупнейших городов и регионов, несколько тысяч заявок на участие. И лишь 26 финалистов по всем номинациям. Нашему юному герою, по его словам, очень хотелось удивить и порадовать жюри и всех телезрителей. На первом этапе конкурса Ильяс Невретдинов достойно исполнил сложную даже для профессионалов тему из кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» композитора Э. Артемьева. В финале телеконкурса в его исполнении прозвучал «Вальс» М. Таривердиева из новогодней комедии «Ирония судьбы», и номер стал одним из самых заметных в праздничном шоу.

Шамиль Невретдинов признается, что испытал гордость за сына. По его словам, «замечательно, что красота звука и возможности инструмента вызвали такой интерес у публики, а члены жюри единодушно признали, что русская духовая школа жива!» И еще одну примечательную особенность этого проекта подметил опытный глаз: каждый участник чувствовал себя победителем, благодаря доброжелательной, праздничной атмосфере. С педагогической точки зрения, очень важно, чтобы конкурс не стал источником отрицательных эмоций, а наоборот укрепил бы желание заниматься, идти вперед, совершенствовать мастерство – чтобы труба обрела большую популярность.

Из опыта Невретдинова-старшего

Успех приносит эйфорию, и это окрыляет. Но практической пользы не имеет. Надо не упускать из виду, что победы сменяют поражения, и они неизбежны на пути любого исполнителя. С ранних лет необходимо учить воспринимать удачу не как какой-то окончательный итог, не как повод успокоиться и почивать на лаврах, а как приятную ступень к достижению выбранной цели, шаг к новой вершине.

Такое отношение к работе Шамиль Невретдинов воспитывает у всех своих учеников, и они, что называется, не остаются в долгу – не перестают радовать уважаемого педагога. Определились с профессией и решили серьезно к этому готовится старшеклассники Глеб Егоров и Анатолий Ким. Младшие воспитанники Софья Гончарова и Максим Поплавский (2 класс) участвовали в проекте «Кастинг – Синяя птица», и их яркое выступление запомнилось телезрителям.

Один из ключевых моментов в музыкальном становлении трубача – понимание, с какого же возраста лучше начинать обучение. Ведь не секрет, что физическое развитие растущего организма в значительной степени определяет успехи или неуспехи в овладении столь, по всем внешним признакам, «недетским» инструментом. Этот вопрос был спорным раньше и остается таковым и сегодня. Но Шамиль Вагапович считает, что начинать учить игре на трубе можно и в десять лет, а можно и в пять. Главное – внимательно следить за развитием ребенка, не «пережимать», не обгонять время, а идти пусть и маленькими шажками, но к точно намеченному результату.

Еще одним заблуждением Ш.В. Невретдинов считает признание физиологических ограничений для обучения (например, неправильный прикус, слишком тонкие губы). Научить играть на трубе можно каждого, уверен он. Разумеется, при наличии музыкальных данных, общего физического здоровья, ну и, конечно, желания ребенка.

Методической задачей на этапе музыкальной школы духовик видит работу по созданию исполнительского аппарата, или «инструмента внутри себя, в своем организме». Труба – не самостоятельный инструмент, как рояль или аккордеон. Она – только механизм для передачи звука посредством определенной техники: дыхание, губной аппарат, атака (язык). На рояле можно нажать клавишу и появится звук. Чтобы извлечь его из трубы, нужно сформировать определенные навыки и внутренние ощущения. На это требуется много времени. Например, научиться играть гамму диапазоном в две октавы на деревянном духовом инструменте можно и за полгода. На трубе же – не меньше чем за три. Нужно чувствовать определенную позицию губ, работу языка, правильно набирать и расходовать дыхание. Ощущения от игры на этом загадочном даже для других музыкантов инструменте, видимо, похожи на ощущения вокалистов. Только у вокалиста вибрируют связки, а у трубача – губы. Поэтому так близок голос трубы к голосу человека.

Шамиль Вагапович уверен, что петь на трубе, добиваясь легкости, «полетности» звука, – это уже высший пилотаж, присущий мэтрам; и решить такую задачу возможно, если только с детства заложены правильные основы исполнительского аппарата и дыхания. При этом качество звука можно совершенствовать всю жизнь, но при упорном труде первые результаты могут появиться у учеников, когда организм физически окрепнет.

На фото И. Невретдинов

Поделиться:

Наверх