Своим опытом работы делится Ольга Петровна Баева, с которой мы знакомили читателей в августовском номере газеты. В детской музыкальной педагогике полифония остается самым сложным языком. Как сделать его понятным и доступным детям, особенно в раннем возрасте?
Те, кто приехал в Находку в Летнюю творческую школу «Находка-2012», смогли получить ответ на этот и многие другие вопросы, связанные с освоением полифонии, у преподавателя фортепиано из музыкальной школы г. Комсомольска-на-Амуре, автора методики дошкольного музыкального воспитания.
С проблемой, связанной с обучением полифонии, сталкиваются многие молодые специалисты, пришедшие работать в детские музыкальные школы. Им не хватает не только педагогического опыта, но и глубоких знаний по различным стилям и жанрам детской музыкальной литературы. А для того, чтобы знания стали доступны ученику, они должны быть систематизированы, осмыслены и понятны, прежде всего, самому учителю. Нужно потратить годы на изучение всех литературных источников, исполнительских интерпретаций, различных редакций только одного опуса из баховских сочинений, исполняемых в школе! На протяжении вот уже сорока лет педагогическая чета Ольга и Сергей Баевы ведут работу по изучению инвенций Баха. Свой многолетний опыт они обобщили в исследовании «Инвенции и симфонии И.С. Баха». Я попросила О.П. Баеву познакомить с ним и читателей газеты «Играем с начала».
- Ольга Петровна, почему вы остановили свой выбор именно на инвенциях?
- Поскольку композитор не оставил никаких комментариев по работе с собственными сочинениями, к настоящему времени накопилось множество различных точек зрения, в том числе и редакторских, по расшифровке его текстов. Мы решили обобщить имеющуюся информацию в рамках одной работы, дополнив ее наблюдениями из своего педагогического опыта. Во-первых, инвенции являются совершенно незаменимым материалом в музыкальном образовании. Это подлинная школа голосоведения! Овладеть двух- и трехголосием – это значит получить ключ не только к любому виду баховского многоголосия, но и к многоголосной музыкальной литературе вообще. Во-вторых, в этом цикле много загадок. Инвенции появляются тогда, когда 1-й том ХТК был издан. В самом названии «инвенция» (в переводе с латинского – выдумка, изобретение) существует некий подтекст. Почему форма большинства инвенций и симфоний не имеет определенных границ, когда уже существовала фуга с ее четкими пропорциями? Зачем Баху понадобилось включать в цикл «Симфонии» 3 пьесы на три темы-образа (9, 13, 15) с драматургическим замыслом «мини-спектакля»? В какой эмоциональной палитре воспринимались тональности в далеком прошлом? Какими таблицами следует пользоваться при расшифровке мелизмов? С какой целью Бах написал ферматы по окончании каждой пьесы в первоисточнике («Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха»)? Как объяснить ученику семантику полифонического языка Баха? На эти и многие другие вопросы отвечает наша работа.
- Расскажите подробнее о ее содержании.
- Работа состоит из нескольких информационных статей. В первой - «Литература о И.С. Бахе» - прослеживается четыре этапа создания исследовательской литературы о клавирном творчестве Баха. Вторая – это исследование о происхождении жанра и термина «инвенция». Следующий раздел – «Педагогические задачи инвенций». В нем представлены различные практические рекомендации к исполнению клавирной музыки Баха, основанные как на педагогических принципах самого композитора, так и на размышлениях концертирующих зарубежных и отечественных исполнителей, педагогов. «Для каких инструментов писал Бах инвенции»? Как выглядели и звучали эти инструменты, можно судить по иллюстрациям и литературным описаниям, которыми дополнен этот раздел. В следующей статье - «Редакции инвенций» - дается краткая историческая справка о создании первых редакций инвенций и более подробный анализ редакций К. Черни, Ф.Бузони, А.Гольденвейзера, Л.Ройзмана, И.Браудо. Основной раздел работы посвящен подробному анализу каждой инвенции и симфонии по следующим параметрам: темп, метроном, форма, характер, строение и развитие темы. Роль ритма, динамики, артикуляции. Аппликатура, мелизмы. Методические рекомендации. Разделу «Симфонии» предшествует введение и некоторые практические советы по подготовке учащегося к трехголосию.
- На титульном листе основного автографа инвенций и симфоний Бах рекомендует с помощью этих пьес «приобрести вкус к композиции». Находит ли эта рекомендация практическое применение в вашей работе?
- В анализе каждой инвенции мы поместили раздел «Методические рекомендации», где делимся своими педагогическими находками в развитии творческого потенциала учащегося. Например, в конце каждой инвенции (кроме 1, 6, 8, 9, 10 в редакции Ф.Бузони) и в каждой преамбуле и фантазии из «Нотной тетради Вильгельма Фридемана Баха» в последнем такте есть фермата, которую можно использовать для ученической импровизации в стиле исполняемой пьесы. Для детей технически не готовых играть трельные элементы на остинато (4, 7, 10, 12 инвенции) возможна замена трелей на фактурные фигурации. А для технически оснащенных учеников приемлемы длинные трели на долгих длительностях (1, 3). Примеры детских творческих работ представлены в этом же разделе.
- Как вы готовите учеников к освоению многоголосия и изучению инвенций Баха?
- В школьной педагогике принято подготавливать ученика к инвенциям Баха поэтапно, начиная с пьес из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Затем следует знакомство с маленькими прелюдиями и фугами. И на третьем этапе – инвенции. Очевидно, что такая последовательность возникла по техническому признаку фактуры – от простого к сложному. На самом деле содержание некоторых пьес из тетради А.М. Бах наполнены зрелой мудростью (например, Ария ре минор «Если беру я в руки трубку» неизвестного автора). Да и вообще, контрастная полифония гораздо сложнее воспринимается учеником, нежели подголосочная. Обучая многих, мы забываем, что Бах занимался со способными детьми с четырех лет, знакомя их с генерал-басом, т.е. с гармонией и композицией. К 8-9 годам ребенок уже был подготовлен для решения целого комплекса исполнительских и композиторских задач. По всей вероятности, суммируя бас и слыша его гармонически, он с легкостью сочинял и исполнял пьесы в контрастной полифонии. Нашим же ученикам легче начинать с подголосочной национальной полифонической музыки, а затем переходить на жанровую старинную музыку (менуэты, полонезы).
Очень помогают в работе с маленькими учениками подтекстовки. Это касается пьес из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах», «Маленьких прелюдий и фуг», а также «Инвенций».
- В каком возрасте вы даете инвенции своим ученикам?
- Своим ученикам я даю инвенции, начиная с семи лет. Тогда за время обучения в школе мы успеваем сыграть почти все. Ребенок может постичь суть полифонического стиля только в том случае, когда у него накоплен большой слуховой опыт.
- Что бы вы пожелали молодым преподавателям, которые только начинают путь к постижению Баха?
- Я от души желаю им пройти тем же путем открытий и находок, которым мы с мужем идем на протяжении сорока лет. И надеюсь, что наше исследование пригодится не только преподавателям детских музыкальных школ, но и студентам музыкальных колледжей и вузов.
Поделиться: