Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.10.2016
SOUND 59
В конце сентября Пермь оказалась в объективе передовых событий в области современной музыки. Четыре дня разворачивалось «первое действие» X Международного фестиваля современной музыки Sound 59.

В этом году фестиваль стал частью объемного долгосрочного проекта «Звуки Пармы: XXI век», рассчитанного на весь 2016 год, в течение которого состоялись мероприятия, инициированные художественным руководителем проекта композитором Игорем Машуковым. Так, в марте пермские меломаны посетили концерт «Облака Дьёрдя Лигети», апофеозом которого стало исполнение знаменитой «Симфонической поэмы для 100 метрономов». Уникальность интерпретации сочинения И. Машуковым состояла в том, что «Облако» создавалось не только с помощью механических инструментов, не меняющих громкостных значений и местоположения, – на сцене, как живые, пульсировали в руках свои хозяев электрические и электронные метрономы, удаляющиеся и приближающиеся к зрителю и трансформирующие динамическую плотность.

В июне в рамках проекта обрел свое продолжение давний турнир «Супер-рояль». Первый «тур» проходил в 2005 году, тогда пианисты соревновались на виду у зрителя, играли ту музыку, которую хотели, и оценивались сразу после исполнения живым динамометром – аплодисментами, топаньем и голосовыми сигналами. 2016 год предложил иную концепцию: пианистов скрывала ширма, а в качестве одного из обязательных сочинений должна была фигурировать пьеса Джона Кейджа. Не изменилась только система оценивания – с каким самозабвением только что чутко внимающие рафинированно сложной музыке зрители хлопали, топали и улюлюкали! Сюрпризом вечера – и для зрителей, и для участников – стало исполнение пьесы «4’33» (на роль перформера был проведен настоящий кастинг!).

И вот, наконец, осенний этап проектного марафона – десятый Sound 59. Кажется, еще никогда фестиваль не был таким грандиозным и динамичным – даже исходя из простых математических вычислений, выявляющих плотность событий на единицу времени. Юбилейный масштаб подчеркнули и многочисленные гости, определившие полиформатность и разнонаправленность событий.

Первым на фестиваль прибыл председатель Союза композиторов России, председатель Союза композиторов Республики Татарстан Рашид Калимуллин. Он провел мастер-класс с юными композиторами Перми и познакомил аудиторию с фортепианной музыкой композиторов Татарстана. Участниками лекции-концерта стали и коллеги Рашида Фагимовича из Казани: пианистка Екатерина Коврикова, композитор Юлия Бекбулатова и музыковед Альмира Касьянова. Тем же вечером удивили пермскую публику музыканты из Берлина. Виолончелистка Ульрике Бранд покорила своей открытостью и в общении со зрителем, предваряя исполнение каждой пьесы небольшим комментарием, и в игре – настолько ясно доносила она и композиторские, и свои намерения. Ее партнер – композитор и специализирующийся на современной музыке пианист Мартин Шойинг – напротив, был сдержан и, казалось, очень сосредоточен на исполнении. Такие разные, но такие единые в звучании, они иногда переходили из исполнительского диалога в «формат» фортепиано-виолончельного унисона. В интерпретации Ульрике и Мартина звучали в основном
немецкие произведения, на слух несколько жестковатые по музыкальной речи (сравнимой с фонетикой немецкого языка), но практически безупречные по технике и глубокие по мысли. В программе дуэта были заявлены три премьеры, автор одной из них (с незатейливым названием «Пьеса») – юная француженка Элизабет Анго приехала в Пермь.

Нынешний фестиваль организован по типу матрешки – тройной проект в проекте. Так, в рамках юбилейных мероприятий Sound 59 осуществилось знаковое для города открытие Международного культурного центра. Это действительно историческое событие, способное изменить художественное пространство Пермского края. Предложение основать МКЦ в Перми исходило от Министерства культуры РФ, которое действовало в соответствии с государственной программой по открытию подобных центров в России. Неслучайно площадкой был избран Пермский государственный институт культуры, давно зарекомендовавший себя как один из лучших в стране по развитию международных отношений.

Торжественный вечер, посвященный неординарному событию, произвел фурор: участником концерта стал ансамбль электронной музыки Гаагской консерватории KHZ (Нидерланды). Название ансамбля связано не только с единицей измерения частоты колебаний, но и с именем Карлхайнц (Штокхаузен), которое носит студия, где базируется коллектив. Три электронные композиции – Яниса Кириакидеса, руководителя ансамбля, и двух его учеников Дарина Брито (Эквадор) и Яэль Леви (Израиль) – разделили публику на тех, кто отверг их и покинул зал (добрая половина присутствовавших!), тех, кто буквально замер от восхищения, и тех, чье профессиональное любопытство перевесило тяжелые эмоционально-физические переживания. Будем честны: при всей многомерности композиции, ее концептуальной глубине и сложном техническом воплощении, в связке «видео – электроника – звук» последний ужасал своей физиологичностью. Именно этот фактор – тяжелое воздействие низких и высоких частот в течение длительного времени (каждая композиция демонстрировалась в среднем минут десять) – ощутимо отвлекал от настоящего проникновения в композиторский замысел. А вкупе с ритмично мерцающим видеорядом и вовсе вызывал дискомфорт. Неужели такие характеристики звука действительно отражают музыкальную эстетику/нон-эстетику электронного искусства молодых нидерландцев? Что ж, в качестве экспериментальной лаборатории – вполне…

Удивительно, но в рамках докладов на международной конференции (существенной части фестиваля), проходившей ежедневно, а также показов на мастер-классе Янис Кириакидес и его студенты знакомили слушателей с гораздо более привлекательными в звуковом отношении сочинениями, чем искренне заинтересовали и убедили публику. Более того, специально на мастер-класс Яниса прибыли гости из Екатеринбурга – композитор Дмитрий Ремезов с двумя участницами созданного им ансамбля современной музыки «Интертекст». Надеясь в ближайшем будущем стать официальными исполнителями сочинений Кириакидеса, уральские музыканты приезжали получить от маэстро практические рекомендации.

Открытием фестиваля стал коллектив SMASH-ensemble, представляющий Испанию, но являющийся на самом деле интернациональным объединением более чем тридцати участников. В Пермь ансамбль приехал квартетом: Ричард Крейг (флейта, Шотландия), Андреа Нодь (кларнет, Венгрия), Лиз Бодуан (фортепиано, Франция) и Бертранд Чаварриа-Альдрете (гитара, художественный руководитель ансамбля, Мексика). Играя акустические композиции или соединяясь с электроникой, с видеорядом, музыканты показали высочайший уровень исполнительства. Чуткость, невероятная музыкальность, трепетное отношение к авторскому тексту – всё это не оставляет вопросов, почему ансамблисты SMASH так востребованы в ведущих коллективах на международной сцене. В их исполнении прозвучали сочинения испанских и российских композиторов: Микеля Уркисы, Рамона Лацкано, Иняки Эстрады, Николая Попова и Александра Хубеева. Эффектно смотрелась композиция Попова Edit(a)Fill: построенная на звуках и жестах современной флейтистки Эдиты Фил, что, собственно, и отражено в названии, мультимедийная ткань композиции являет собой некий стабильный элемент, на который накладывается импровизация-реакция на нее живого исполнителя. По-новому прозвучало известное многим пермякам сочинение Александра Хубеева «Сомнамбулы», в котором версия для альта-саксофона трансформировалась в соло бас-кларнета.

Музыка испанцев погрузила в светлую созерцательность: в случае с Лацкано – поместила слушателя в «место, где река разделяется на два потока» (таков перевод названия Errobi), в случае с Эстрадой – предложила присутствовать при «разговоре» флейты и гитары, а сочинение Уркисы представило вариант музыкальной реконструкции двух живописных шедевров – «Сельского концерта» Тициана и «Завтрака на траве» Моне.

Созерцательностью был наполнен и последний концерт с участием гостей: это Юхани Нуорвала – финский композитор, а в рамках фестиваля также – искусный оператор в композициях с использованием электроники, и исполнявший его сочинение, уже почти родной для пермской публики Московский ансамбль современной музыки. (О своих творческих исканиях Юхани увлекательно рассказывал на творческой встрече, проведенной совместно с Николаем Поповым и Александром Хубеевым.) Порадовало и сочинение Chu-lung Олега Крохалева, нашего земляка, а ныне студента Московской консерватории, воплощающее восточную эстетику. Концерт включал в себя также короткометражные ленты представителей финского видеоарта – впечатляющие и предлагающие необычный взгляд на вполне обычные явления окружающего мира.

Мы намеренно обошли вниманием пермских композиторов и исполнителей, звездный час которых намечен на вторую часть фестиваля. Это будут хоровые, симфонические и балетные премьеры, инструментальные концерты, а значит – продолжение следует…

На фото У. Бранд

Поделиться:

Наверх