«Во времена инквизиции его бы сожгли на костре!»
«Его игра – это откровение свыше…»
Мало кто из классических музыкантов вызывает столь сильные эмоции публики и столь бурное обсуждение на просторах социальных сетей. Еще меньше тех, кому удается пользоваться уважением профессионалов всего мира и в то же время быть невероятно популярным в молодежной среде, весьма далекой от классической музыки. Преодоление стереотипов во всем – да, это про него, знаменитого итальянского виолончелиста и композитора Джованни Соллиму.
13 ноября в Большом зале Московской консерватории Соллима впервые представил свою легендарную программу «Ba–Rock Cello». Игра слов в данном случае – остроумное отражение концепции: перед слушателями разворачивается история развития виолончельного искусства от первых сочинений, созданных для этого инструмента в эпоху барокко, до рок-музыки в авторских аранжировках Соллимы и, конечно, его собственных сочинений.
Его международная карьера начиналась как у вполне академического инструменталиста, правда, необыкновенно успешного: сотрудничество с Клаудио Аббадо, Мартой Аргерих, Риккардо Мути, Гидоном Кремером и другими звездами первой величины, музыка к фильмам Питера Гринуэя, спектаклям Петера Штайна и балетам Каролин Карлсон… Кроме того, Соллима – профессор Национальной академии Св. Цецилии в Риме. Однако его неистовому темпераменту стали тесны академические рамки. Сейчас Соллиму знают в первую очередь как экспериментатора, «Джимми Хендрикса виолончели», который, подобно великому гитаристу, находит в своем инструменте бесконечные возможности новых звучаний.
Чем дальше от классики, тем Соллима выглядит убедительнее. Все-таки выйдя однажды за пределы традиционного исполнительства, вернуться, не потеряв «чистоты стиля», уже вряд ли возможно. Баховская Сюита № 4 ми-бемоль мажор для виолончели соло в его исполнении прозвучала по меньшей мере странно – неточную интонацию, расшатанный ритм и полное отсутствие единой драматургической линии с большой натяжкой можно отнести к особенностям индивидуальной интерпретации. Хотя бы потому, что звучала она откровенно скучно и разваливалась на отдельные фрагменты.
Зато в исполнении своих композиций Соллима великолепен. Он, конечно, не первый и далеко не единственный, кто пошел по пути расширения выразительных возможностей виолончели, заимствуя технические приемы из арсенала рок-гитаристов. В похожем направлении работает известная финская группа Apocalyptica, хорватский дуэт 2Cellos и многие другие музыканты, так или иначе примыкающие к стилю classical crossover. Стирание границ между классической и рок-музыкой (причем движение здесь идет с обеих сторон), соединение акустических тембров с электроникой (что продемонстрировал Соллима на концерте в Большом зале) – тенденция, которая на протяжении пары последних десятилетий все больше набирает обороты.
Но переложение, пусть даже и виртуозное, для виолончели хитов Майкла Джексона и Nirvana – это одно, а создание уникальных сочинений, причем в крупном жанре – совсем другое, и мастеров, способных на это, в мире единицы. Четырехчастный «Concerto Rotondо» Соллимы – один из ярких примеров такого рода, выстроенный по форме, интересный с точки зрения музыкальной ткани и ее развития (о тематизме говорить в данном случае трудно – основным строительным элементом выступает ритмическое начало). Наконец, невероятная «дьявольская» харизма Соллимы («должно быть, так играл Никколо Паганини!» – восхищенно замирают поклонницы) наиболее органично раскрывается именно в его авторских произведениях. И пусть он «не играет на виолончели, а занимается с ней любовью», как написал в комментарии на форуме один анонимный пользователь Интернета. Как известно, в любви никаких правил нет – лишь бы она была счастливой. Судя по всему, виолончель отвечает Соллиме взаимностью.
Поделиться: