АРХИВ
30.09.2015
WARNING!
Концерт под таким названием (в нем читаются два слова – «война» и «опасность») прошел в Большом зале Московской консерватории 11 сентября

Восьмой квартет Д. Шостаковича и Партита для струнных Г. Кляйна были поставлены в программу как память о Второй мировой войне (исполнители – струнный квартет «Студия новой музыки» и камерный оркестр Musica Viva). Хотя Восьмой квартет и посвящен памяти жертв фашизма и войны, в нем есть и более важный внутренний план, отражающий колоссальный стресс Шостаковича по поводу его добровольно-принудительного вступления в КПСС. Этот стресс выразился в мыслях о самоубийстве, о чем свидетельствовал в свое время исследователь творчества композитора В. Бобровский. Так что сочинение это не столько антивоенное, сколько автобиографическое, подводящее жизненный итог (в нем невероятное количество самоцитат и D-Es-C-H в качестве лейтмотива). «Если я вдруг умру, – писал Д.Д. своему другу И. Гликману, – вряд ли кто-нибудь напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому мне пришла мысль самому сочинить что-то подобное». Солисты «Студии» исполняли квартет стоя.

Партита для струнных (переложение Струнного трио Г. Кляйна, выполненное В. Саудеком), наоборот, связана с темой войны напрямую. Кляйн писал свое трио в 1944 году в концлагере Терезиенштадт, откуда был переведен сначала в Аушвиц, а затем в Фюрстенгрубе, где был убит в возрасте 25 лет. Впрочем, сама музыка только в средней части мрачновато-философская, а в крайних – вполне сангвиническая и довольно наивная, с примесью фольклора.

Три сочинения на духовную тематику – Agnus Dei С. Барбера (переложение для смешанного хора a cappella его знаменитого Adagio), «Святый» для солирующей виолончели и хора Дж. Тавенера и «Богородице, Дево, радуйся» для хора А. Пярта (последнее сверх программы, в честь 80-летия автора) – прозвучали в исполнении Камерного хора Московской консерватории и виолончелиста Петра Кондрашина. Интерпретация запомнилась утонченностью и искренностью.

В завершение вечера – российская премьера WTC 9/11 С. Райха, которую ждали многие. Исполнялась версия для трех струнных квартетов (Opus Posth., «Студия новой музыки», FX Quartet) и электроники. Композитор использовал записи, имеющие отношение к террористической атаке 11 сентября 2001 года – из архивов Командования воздушно-космической обороны Северной Америки и Департамента пожарной службы Нью-Йорка, а также фрагменты интервью с друзьями и соседями по Манхеттену, ставшими свидетелями трагедии. Три части сочинения по сути сливаются в одну, мерно звучащую в темноте (ноты на пюпитрах освещались мини-светильниками, последовательно погасшими в конце). Основная идея заключается в синхронизации вербальной речи и музыкального языка минимализма, что показалось слишком простым решением.

Поделиться:

Наверх