Уважаемые коллеги!
Для всех нас крайне важно, - и поэтому я хочу просить лично Вас, - чтобы Вы не только сами ознакомились с предлагаемым Обращением обеспокоенной российской общественности и поддержали его вместе со своими единомышленниками (оформив и переслав подписные листы), но и нашли возможность распространить текст Обращения по другим школам искусств (ДШИ, ДМШ, ДХШ и проч.) Вашего района, Вашего города, Вашего региона.
Очень рассчитываем на широкую кампанию солидарности сотен Ваших земляков - учителей искусств и работников культуры - с деятельными усилиями Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств (НАИ), нацеленными на сохранение и гарантированное развитие всех государственно-муниципальных Детских школ искусств во все последующие годы.
Правление Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств ждет от Вас известий либо по нашему почтовому адресу (109518, Москва, Грайвороново 90-А-2-51), либо по адресу электронной почты (E-mail: nai-inform@rambler.ru), либо по телефону 8-(495)-709-14-32, либо по тел./факсу 8-(495)-709-26-33.
Исполнительный директор НАИ Э.Р.Дарчинянц
Председателю Правительства Российской Федерации В.А.Зубкову
Председателю Государственной думы РФ Б.В.Грызлову
Руководителям ведущих политических партий в Российской Федерации
О Б Р А Щ Е Н И Е
Уважаемые руководители!
Мы, члены Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств, педагогические работники образовательных учреждений дополнительного образования детей отрасли «Культура», живущие и работающие в различных регионах Российской Федерации, выражаем серьезную озабоченность тем фактом, что органы государственной власти годами не в состоянии урегулировать проблемы, порожденные существенными изъянами федеральной политики, а также крупными пробелами нормативно-правовой базы в сфере творческого художественного образования детей, и отметили, что не в последнюю очередь подобная неблагополучная ситуация сложилась благодаря забвению на этом уровне основополагающего демократического принципа государственно-общественного характера управления художественным образованием, - принципа, гарантированного ФЗ РФ «Об образовании». Особенно печально, что все это способствует разрушению отечественной школьной системы творческого художественного образования детей, - уникальной и высокоэффективной системы, не имеющей аналогов в мире и готовой к совершенствованию и модернизации.
Государственная направленность федеральной политики на оптимизацию бюджетных средств в системе образования (в т.ч. - детского художественного образования), а также бюджетирование, ориентированное на результат, в силу отсутствия соответствующей общероссийской нормативной основы, в значительной части регионов Российской Федерации на практике приводит не к развитию муниципальной сети детских музыкальных и художественных школ в части нахождения новых форм, методов работы, создания новых образовательных программ и профильных отделений, позволяющих расширить диапазон ранней профессиональной ориентации и подготовки детей, повысить качество художественного образования, а к сокращению сети детских школ искусств и к объединению, укрупнению последних (что, разумеется, весьма удобно для тех чиновников, которые заинтересованы не в решении проблем культуры и общества, а в решении задачи экономии бюджета любыми, в т.ч. очевидно вздорными и вредными, средствами). С помощью целого арсенала бюрократических уловок (в т.ч. - якобы в связи с отсутствием средств в муниципальных образованиях) осуществляется скрытая или откровенная ликвидация Детских школ искусств (ДШИ) как учреждений, заведомо не способных быть доходными. Ведь необходимость их существования вызвана вовсе не преходящими экономическими нуждами муниципальных образований, а теми постоянными потребностями, которые носят иной, глубоко социальный и общегосударственно-значимый характер.
В течение последнего десятилетия во многих российских регионах в процессе развития Детских школ искусств сформировались школы-комплексы инновационного типа (школа искусств + полный цикл обязательных предметов общего образования, как единое образовательное учреждение), которые за годы своего существования прекрасно зарекомендовали себя как с профессиональной, так и с воспитательной точек зрения, и могут и должны были бы сослужить государству и обществу неоценимую службу, особенно важную, полезную и незаменимую в условиях, зачастую прямо поощряющих тенденцию нравственной деградации большой части современной молодежи. Между тем, реализация разумной государственной политики, направленной на разграничение полномочий исполнительной власти разных уровней, в области организации образовательного процесса и финансирования учреждений дополнительного художественного образования детей проводится таким образом, что она уже успела безжалостно и в корне разрушить эти универсальные школы-комплексы и перечеркнула весь ценнейший опыт, накопленный подобными отечественными инновационными учреждениями.
Нынешняя федеральная политика в области детского дополнительного художественного образования, не имеющая научной, правовой и социальной основы, ведет к сокращению финансирования муниципальных школ и гимназий искусств, а в качестве одной из мер выведения их из искусственно формируемого для них же финансового кризиса эти совершенно замечательные образовательные учреждения, специально созданные отечественной сферой культуры и питаемые и вдохновляемые ею, местные власти переподчиняют сфере и ведомству науки и образования. В таких мерах плохо то, что в результате их применения система творческого образования детей в области искусства и культуры лишается бесценной совокупности столетних традиций и критериев и творчества, и искусства, и органичного взаимодействия с современной средой русской профессиональной художественной культуры и образования. Под удар ставятся и удивительная эффективность, и недосягаемое качество, и высокий профессиональный уровень всей системы отечественного художественного образования.
Мало того, и подобная непродуманная «социальная» политика в сфере дополнительного художественного образования детей, и подобная социально не мотивированная практика «реализации» неподготовленных реформ приводят к сокращению рабочих мест, снижению педагогической нагрузки и, соответственно, уменьшению заработной платы педагогических работников. Неудовлетворительная политика в области оплаты труда в сфере художественного образования, отсутствие федеральной и региональной программ социальной поддержки педагогических работников детских школ искусств программируют профессиональную деградацию всей этой отрасли и системные сбои в работе, призванной обеспечить качественную подготовку всех необходимых кадров на современном уровне.
Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств, имеющая продолжительный, солидный и полезный опыт практической и информационной поддержки детского художественного образования, и в частности - государственно-муниципальных Детских школ искусств, предлагает организовать энергичное деловое и неформальное сотрудничество с соответствующими органами государственной власти с тем, чтобы в течение двух лет урегулировать основные проблемы детских школ искусств в области управления системой, экономикой и педагогического содержания детского школьного творческого образования, а именно:
- Руководствуясь принципом демократического, государственно-общественного характера управления образованием, гарантированного Федеральным законом «Об образовании», добиться создания на федеральном уровне реального органа разработки и осуществления политики успешного и неформализованного управления детским школьным творческим образованием на всей территории Российской Федерации.
- Осуществление государственной образовательной политики и финансирования в системе муниципальных Детских школ искусств должно производиться на уровне субъекта Российской Федерации в целях создания единых условий для обеспечения содержания образовательного процесса, в т.ч. в области оплаты труда работников
- Разработать на федеральном уровне условия введения отраслевой системы оплаты труда, где определить минимальный (с учетом права регионов на увеличение) гарантированный уровень тарифной части заработной платы работников по группам должностей образовательных учреждений отрасли «Культура».
- Существующие социальные нормативы (гарантированный минимум числа учебных мест в детских школах искусств из расчета на каждую сотню проживающих в данной местности детей в возрасте от 7 до 18 лет) должны быть скорректированы, носить обязательный характер и служить местным властям в качестве руководства для безусловного исполнения.
- Должны быть переработаны и повсеместно введены в действие научно обоснованные федеральные (т.е. минимальные, но с учетом права регионов на увеличение) нормативы бюджетного финансирования ДШИ.
- Должно быть разработано и введено в действие согласованное с педагогической общественностью Положение о современной Детской школе искусств и Положение о нетиповом образовательном учреждении основного общего и дополнительного образования детей школьного типа (школы-комплексы, гимназии искусств).
- Должны быть разработаны, определены, согласованы с педагогической общественностью, официально признаны и провозглашены отличительные цели, задачи, свойства, качества, функции и характеристики именно Детской школы искусств, как образовательного учреждения особого типа: специализированного (профильного) образовательного учреждения дополнительного образования детей школьного типа. Это необходимо в интересах точного понимания специфики Детской школы искусств и уверенного различения ее совокупных параметров от совокупных параметров массы иных видов «автономных некоммерческих организаций» образовательного толка, реально действующих в системе дополнительного художественного образования детей.
- Должна быть осуждена и законным образом прекращена, как некомпетентная, практика перевода, под разными предлогами, ДШИ муниципального или регионального уровня из ведомства органов управления культурой и искусством в ведомство управления образованием.
- За государственно-муниципальной Детской школой искусств должен быть признан и сохранен стабильный статус учреждения образования, а не шаткий и бесперспективный статус автономной некоммерческой организации.
- Государственно-муниципальные Детские школы искусств должны быть законодательно включены в число тех объектов национального достояния, в отношении которых запрещено проведение приватизации, разгосударствления, акционирования и других действий аналогичного свойства.
- Ликвидировать недельно-часовую и установить годовую норму педагогического труда в ДШИ. Установить на федеральном уровне единую нормо-часов за ставку заработной платы, не разделяя на старшие и младшие часы.
- Установить единую методику и правила применения в субъектах Российской Федерации возможностей формирования и использования надтарифного фонда оплаты труда преподавателей ДШИ.
- Родительскую плату за обучение в ДШИ не отменять до тех пор, пока не будут даны гарантии направления в школы соответствующей денежной компенсации за счет бюджетных источников.
- Урегулировать основные проблемы, связанные с тендерной практикой.
- Должна быть создана и динамично функционировать актуальная и высокоэффективная система разработки и осуществления на федеральном и региональном уровнях политики успешного и неформализованного научно-методического обеспечения и поддержки детского школьного творческого образования на всей территории Российской Федерации, включая оздоровление структурного и содержательного уровней переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава ДШИ, проведение - совместно с педагогической общественностью - образовательно-творческих сессий, методических семинаров, научно-методических конференций, конкурсов, фестивалей, художественно-педагогических выставок и ярмарок в области инновационных образовательных арт-технологий, активизацию издания периодических методических и педагогических пособий в помощь преподавателям школ и училищ детско-юношеского художественного образования, а также многое другое за счет средств соответствующих бюджетов.
- Добиться создания действующей системы государственного заказа на организацию и приоритетное проведение систематических научных исследований отечественной системы детского школьного творческого образования - как в целом, так и в разных ее измерениях и в развитии.
- Добиться создания действующей системы организации постоянного взаимообмена (на уровне практического пользования) ценнейшим и разнообразным инновационным педагогическим, методическим, технологическим, управленческим опытом, накапливаемым в сотнях и тысячах ДШИ, работающих во всех российских регионах. Совместно с Профессиональными и Творческими союзами принять участие в организации Межтерриториального центра арт-инноваций, а также в подготовке и издании DWD-альбомов, всесторонне отражающих наличие и общеполезный опыт работы всех ДШИ (ДМШ, ДХШ и др.), функционирующих на территории Российской Федерации.
- Добиться создания действующей системы государственного заказа на подготовку специалистов по новым творческим профессиям, связанным с современной культурой, искусством и образованием.
- Добиться создания действующей повсеместно и на постоянной основе системы реального, взаимополезного и актуального сотрудничества между начальными и профессиональными ступенями национальной Школы искусств.
- С участием педагогической общественности разработать на федеральном уровне и приступить к осуществлению разумной, современной и обоснованной Программы развития Детских школ искусств, направленной на гуманизацию, освоение принципов развивающего обучения, технологическую модернизацию творческого образования, расширение и актуализацию спектра ранней профессиональной ориентации детей в области художественной культуры.
- Добиться создания действующей системы государственного заказа и конкурсов на издание и тиражирование необходимых учебников, учебных пособий и др. инновационных педагогических и учебно-методических изданий по сотням предметов, преподаваемых ДШИ.
- Добиться улучшения социальной культурно-образовательной политики путем создания действующей системы государственного заказа и конкурсов на производство и обеспечение ДШИ и их учащихся музыкальными, художественными, сценическими инструментарием, костюмами, мебелью, инвентарем, техническими средствами обучения и т.п. оборудованием.
Просим Вас помочь своей поддержкой в организации необходимого толерантного и энергичного делового сотрудничества представителей Ваших федеральных государственных структур управления с Правлением Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств, которому мы поручаем представлять интересы членов НАИ - широкой педагогической общественности - с целью скорейшего урегулирования тревожащих всех нас проблем.
Поделиться: