Эстрадное исполнительство отнюдь на легкое дело, оно требует к себе внимательного и профессионального подхода, что особенно применительно к детскому песенному творчеству. Как разобраться в многообразии музыкального мира? Об этом разговор с Еленой Казаковой.
– Елена Вячеславовна, вы возглавляете коллектив «Вдохновение» уже десять лет, расскажите, как проходят занятия?
– У нас учатся дети от пяти до пятнадцати лет, с малышами начинаем заниматься в игровой форме. Упражнения на постановку дыхания, развитие дикции, артикуляцию, звуковысотный слух построены на ассоциативном мышлении. Скороговорки на разные слоги, маленькие песенки-попевки, прибаутки, считалочки помогают освоить музыкальный материал. Дети занимаются сольно и в разных ансамблевых формах, у нас есть дуэты, квартет, шоу-группа «Грильяж», сводный ансамбль. На больших концертах мы стараемся задействовать всех участников коллектива, чтобы они чувствовали себя причастными к общему творческому процессу. Но не все дети в первый год могут выйти на сцену, кому-то нужно больше времени, и здесь все зависит от природных способностей ребенка, его развития. Главное, чтобы нравилось заниматься в коллективе. У нас есть традиция устраивать праздники внутри класса, в них участвует весь состав.
- Как привить детям художественный вкус и что помогает в подборе репертуара?
– Начинаем работать с детской классики: Шаинский, Крылатов, Гладков. Отталкиваемся от признанных имен, популярной музыки к мультфильмам и кинокартинам. Стараемся давать ребенку песню по возрасту, но есть лидеры, которые уже в семь лет дорастают до более сложных произведений. При этом мы стремимся к тому, чтобы ребенок пел с пониманием и со своим смысловым акцентом. Мы, в свою очередь, следим за тем, что происходит на столичных сценах и телевизионных проектах. Английская и французская музыка – это большой пласт в плане вокальной работы, но тексты взрослые. Мы смотрим, что ребенок может почерпнуть из текста и вложить в него из своего небольшого опыта. Вот, например, Милана Жарехина может спеть песню по-своему, не уйдя в драматичную трактовку, которая есть у певицы Адель.
Мне радостно, что моих учеников всегда отмечают за культуру исполнения и качество звука, за правильный подбор репертуара. Это кропотливая, индивидуальная работа. Как руководитель, я стараюсь оттолкнуться от произведений, которые несут художественную нагрузку и, прежде всего, текст. Каждый день я в поиске репертуара и думаю обо всех учениках. Я часто сижу в жюри и вижу, что у некоторых детей бывает неосмысленное исполнение, они безразличны к тому, о чем поют. Поэтому важно подбирать песню по возрасту, природным способностям, темпераменту, тембру и диапазону. Много ниточек ведет к тому, с каким внутренним содержанием ребенок потом будет выступать на сцене.
Эстрадная песня и сцена – это синтез искусств. Нужно донести до слушателя смысл песни, раскрыть образ. Поэтому мы работаем совместно с педагогами по актерскому мастерству и хореографии. В последние два-три года дети стали сами учиться искать репертуар и фонограммы в интернете. Когда мне приносят на урок песни, я не всегда соглашаюсь с выбором. Контролирую ребят, направляю, объясняю, что качество, мелодика или текст не подходят, что нас не поймут зрители. Я не приемлю фонограммы низкого качества, так называемые задавки. В этом случае воспитываю и родителей: либо ищем другой репертуар, либо находим средства и делаем качественную аранжировку. Бывает и так, что совместно выбранная песня тоже не идет, тогда ее меняем, продолжаем поиск. Я горжусь учениками, которые стараются самостоятельно разбираться в музыкальном мире.
– Что же дает им участие в коллективе, по большому счету?
– Прежде всего, это навыки общения, умение дружить, радоваться и болеть друг за друга, быть в команде, любить творчество – на лучшего всегда найдется самый лучший. С нами ребята развиваются духовно, творчески, эстетически. Наш выпускник выйдет в мир и найдет себя в любом деле. Мы воспитываем лидера, но при этом акцентируем, что победа это не итог творческого пути, а только его промежуточный результат. Но без амбиций здесь никак.
На фото Е. Казакова
Поделиться: