С 13 по 16 октября в старинном шведском городе Упсале прошел VII международный фестиваль гитары, на который съехалось более шести тысяч музыкантов со всего мира, в том числе из Испании, Кубы, Бразилии, где гитарное исполнительство – не просто игра на музыкальном инструменте, а образ жизни.
Для гитаристов из разных стран блестяще организованный Упсальский фестиваль это, прежде всего, возможность встретиться и обменяться опытом. Именно поэтому центральное место в его
Традиционной частью программы фестиваля являются мастер-классы. На одном из самых интересных секретами мастерства делился профессор Королевской консерватории в Мадриде Рикардо Гайен. По признанию маэстро, он впервые взял гитару в руки, когда ему было четыре года:
«Я запомнил важную вещь, которую мне преподал мой последний учитель: надо стремиться самообучаться, быть самому себе учителем. Суть в том, что вы задаетесь вопросом и самостоятельно ищете на него ответ. В настоящее время у нас есть книги, записи, мы располагаем широкой информацией. Это не делает нашу профессиональную жизнь такой уж простой, но все же узнать что-то интересное стало гораздо проще, чем раньше, лет 40 тому назад. Существует множество фестивалей, на которых также есть возможности получить новую информацию. Я полагаю, что лучший метод научиться хорошо играть – не оставаться в одиночестве в комнате, чтобы часами практиковаться, а бывать где-либо, встречать людей, читать книги, слушать записи, смотреть фильмы - все что угодно может повлиять на исполнение пьесы. Если вас интересует пьеса, скажем, Брамса, слушайте ее в исполнении не только гитары, но и других инструментов или оркестра, пытайтесь понять характерную особенность брамсовской музыки. А если вы хотите научиться ритму, нужно слушать африканскую или кубинскую музыку: это позволит играть лучше».
Впервые в этом году в рамках фестиваля прошел конкурс среди молодых исполнителей. Гитаристы в возрасте до 25 лет могли подать заявку для участия, представив видео с собственным выступлением. Из нескольких сотен участников в финал вышли трое: шведы Самуил Зейтлер, Маркус Бич и гитаристка из России, ученица Дмитрия Татаркина Екатерина Васильева. После голосования жюри одержал победу и получил приз в 10 000 крон Маркус Бич. Преподаватель Королевской музыкальной академии в Стокгольме и один из членов жюри Стефан Лофвениус попытался объяснить, в чем отличие шведской музыкальной школы от русской:
«В шведские музыкальные школы принимают всех желающих, они очень доступны. Урок длится 20 минут один раз в течение недели. Это, конечно, очень мало. Я хотел бы, чтобы он длился дольше, что и делаю. Я также считаю, что занятия с одним студентом предпочтительнее занятия с группой, в которой каждый не работает так хорошо, как при индивидуальном общении с педагогом. В этом последнем случае сильнее связь педагога и ученика, лучше прослеживается влияние учителя, которое должно быть таким, чтобы обеспечить мощное развитие музыканта. Позиция шведов по отношению к музыкальному образованию такова: каждый должен иметь возможность профессионально учиться играть на инструменте. Шведская система хороша, если у вас есть хороший преподаватель. И плоха, если преподаватель плохой».
И, конечно, на фестивале были концерты. На одном – очень необычном - публику порадовал Селсо Мачадо. Бразильский гитарист-виртуоз и мультимузыкант Селсо умеет воспроизводить звуки природы, в том числе пение птиц, используя ударные инструменты. Нашей газете этот замечательный музыкант дал небольшое интервью:
- Селсо, в чем особенность бразильской музыки?
- Бразильская музыка очень ритмичная. Кстати, чтобы обучить ритму, я предпочитаю использовать специальные символы, а не традиционные нотные знаки. Символами легче объясняться, и обучение происходит быстрее. И еще: бразильская музыка – это, прежде всего, народная музыка.
- Что вы знаете о русской музыке и русской гитарной школе, о семиструнной гитаре?
- У меня дома много записей русской музыки, я часто ее слушаю. Что касается семиструнной гитары, то в Бразилии на ней тоже играют. А о русской гитарной школе у меня самые малые представления. Как-то на фестивале в Гетенбурге я слышал очень хорошего гитариста и композитора из России – сейчас, к сожалению, забыл его имя. Но вот знаю Никиту Кошкина. Хотелось бы, конечно, узнать больше о русской гитарной школе.
- Как вы думаете, почему гитара считается самым популярным инструментом в мире?
- Этот инструмент легко взять с собой куда угодно, хотя, конечно, есть очень ценные инструменты, прекрасно выполненные, с которыми нужно обращаться предельно осторожно. Гитара дает много свободы, но не только, разумеется, в плане вашего с ней перемещения. Я могу решать, как использовать ее, что и как именно играть - я могу использовать ее, как захочу. У меня есть книга по гитаре с множеством картинок, где перечисляются плохие привычки: как не следует играть, чего надо избегать, чего никогда нельзя делать и т.п. Я со всеми этими рекомендациями мало считаюсь. Как-то встретил в книге XII века описание, как тогда держали инструмент с пояснением, что оно было неправильным. А я до этого играл как раз так. Оказывается, это была старинная традиция!.. Вообще, мне кажется, что гитара стала очень популярным инструментом благодаря фламенко – эту музыку любят во всем мире.
Апофеозом фестиваля стал концерт Пако де Лусии – непревзойденного мастера фламенко. Звезда мировой величины приехал в окружении молодых музыкантов, певцов и танцоров. В самом начале концерта у музыканта сломался ноготь, но даже это не повлияло на прекрасную игру.
На прощальной вечеринке 62-летний Пако в коротком интервью поделился впечатлением о фестивале и рассказал, почему ему нравится работать с молодыми музыкантами:
«Они делают меня счастливее, дают мне хорошую энергию. Это значит, что традиции фламенко продолжаются. На фестивале в Упсале я уже выступал три года назад. И в этот раз, как всегда, в восторге от щедрого приема публики. Но для того, чтобы испытывать такой прием, мне нужно практиковаться каждый день - держать себя в форме. Гитара - трудный инструмент. Но гитара дала мне все, что есть у меня в жизни. Мне приятно, что мое творчество знают и любят в России, где я выступал несколько раз».
Фестиваль завершился, и единственное, что вносило горечь в «послевкусие» праздника, это крайне малое присутствие на нем русских гитаристов. Об этом с сожалением говорили организаторы, выражая надежду на то, что в следующем году делегация из России будет более представительной.
Поделиться: